Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Сергей Александрович Есенин
Урок № 36

Тема. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина

Цель: ознакомить учащихся с философской лирикой поэта; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.

Оборудование: тексты стихотворений С. А. Есенина, портрет поэта, иллюстрации к стихотворениям, раздаточный материал для работы в парах, фонограмма романса романса на стихи С. А. Есенина «Отговорила роща золотая...» (музыка Г. Ф. Пономаренко).

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о философской лирике С. А. Есенина, об особенностях творческого метода поэта; выразительно читают и комментируют стихотворения поэта, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в аналитической беседе, в работе в парах, группах.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Сопоставительная работа (в парах)

— Как проявляются в есенинской любовной лирике сложность характера и психологического состояния лирического героя? Сопоставьте отдельные стихотворения двух известных поэтических циклов «Москва кабацкая» и «Персидские мотивы».

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— В творчестве Есенина трудно отделить собственно философскую лирику от лирики пейзажной, любовной, посвящённой России.

В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов, обращённых в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришёл в этот мир?

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Мотив странничества — один из ключевых для всего творчества Есенина. Человек — странник и гость на земле, будь то странник-богомолец, бродяга или просто утративший все связи с прошлым человек. «Только гость я, гость случайный На полях твоих, земля!» — говорит поэт. Образ дороги — один из самых частых в его лирике — представляет собой метафору жизненного пути человека, в скоротечности и непрестанном движении этого пути. Человек приходит в мир, проходит свой путь и в свой срок уходит из жизни, как гость из гостеприимного дома:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник:

Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом...

Мотив дороги, жизненного пути дополняется мотивом дома, примиряющим, роднящим человека с миром.

Стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу...» и «Отговорила роща золотая...» — яркие образцы того, как через взаимные уподобления человеческого и природного лирический герой приходит к примирению с неизбежным уходом и к благодарному приятию жизни. В обоих стихотворениях звучит мотив осени жизни, увядания и предчувствия конца.

Те же мотивы — предчувствия смерти и радостного приятия жизни — звучат и в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу...». Но здесь акцент сделан на радости земного бытия, в котором есть красота, любовь, поэзия, разнообразие эмоций, счастье:

.И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Стихотворение, которое можно назвать итоговым, — «Цветы мне говорят: прощай...» (1925), — повторяет и суммирует все философские прозрения поэта, всю сложность и гармоничность бытия. Стихотворение построено на антитезах: любви и разлуки, смерти и полноты жизни, цикличности и неповторимости. В то же время в нём нет непримиримых противоречий, оно полно гармонии; все крайности разрешаются в вечности и разнообразии бытия. Поэт чувствует, что жизнь человека должна раствориться в круговороте бытия, «что всё на свете повторимо». При этом в последней строке стихотворения заявлена его, быть может, главная мысль — о неповторимости каждого цветка, каждого индивидуального существования, которое именно благодаря этой своей неповторимости оказывается ценным.

  2. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу...»

  A) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

Б) Аналитическая беседа

• С. А. Толстая-Есенина вспоминала слова поэта: «Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь». Какими строками лирического отступления в начале шестой главы «Мёртвых душ» могло быть навеяно это стихотворение?

Подсказка. Начало шестой главы заканчивается словами: «... что пробудило бы в прежние годы живое движение в лице, смех и неумолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О, моя юность! О, моя свежесть!».

• Определите тему и идею стихотворения.

• Докажите, что в стихотворении выделяются две традиции: а) фольклорная; б) литературная. Как в стихотворении сочетаются преемственность и самобытность?

• В чём состоит особенность построения стихотворения?

• Выделите постоянные есенинские детали (образы, эпитеты, лирические мотивы), которые образуют общую картину его поэтической страны.

• Проследите движение лирического сюжета стихотворения: как меняется настроение героя от начала к концу?

• Зачем Есенин сталкивает в последней строфе два антонима: «процвесть» и «умереть»?

• Раскройте смысл заключительных строк стихотворения. Можно ли благословлять смерть?

  B) «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах)

• Найдите в стихотворении символы и объясните их значение.

• Докажите, что жанр стихотворения — элегия. Понаблюдайте за особенностью развития лирической темы, найдите в строфах ассоциативные цепочки.

Глоссарий-подсказка. Элегия (греч. elegeia, от elegos — «жалобная песня»), литературный и музыкальный жанр; в поэзии — стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего — от первого лица, без отчётливой композиции.

Г) Обобщение учителя

— Тема стихотворения — предназначение человека, его зрелый взгляд на прожитую жизнь, её осмысление. Человек в восприятии поэта — часть мира

природы, а в природе всё разумно. И жизнь человека подвержена тем же неотменимым и мудрым законам природы, что и всё в мире. И со смертью одного жизненный круговорот не прекращается, на смену придут новые поколения, чтобы тоже «процвесть», тоже познать радость жизни, а затем тоже умереть. Вот почему всё венчают строки, благословляющие жизнь, весну, цветение:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

По своему философскому содержанию — размышление о жизни в предчувствии смерти — есенинское стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу...» перекликается с пушкинским «Вновь я посетил тот уголок земли.». Но эта вечная для поэзии тема у Есенина, как и в своё время у Пушкина, звучит оригинально и неповторимо.

  3. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Отговорила роща золотая.»

  A) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

Б) Выполнение тестовых заданий

(работа в парах с раздаточным материалом)

  1. Стихотворение по своей тематике близко стихотворениям: «Гой ты, Русь, моя родная...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Песнь о собаке».

  2. К какому жанру отечественной поэзии может быть отнесено стихотворение «Отговорила роща золотая...»: ода, элегия, послание, баллада?

  3. Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу («отговорила роща золотая» — «роща золотая отговорила милым языком»).

  4. Как называется приём одушевления образов природы, к которому прибегает Есенин в стихотворении («отговорила роща», «грезит конопляник»)?

  5. Укажите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие («души сиреневая цветь», «костёр рябины красной»).

  6. К какому приёму, усиливающему эмоциональность лирического высказывания, прибегает поэт в начале двух первых строк 4-й строфы стихотворения?

7. Как называется фонетический приём, основанный на повторе гласных звуков и придающий стиху особую музыкальность («отговорила роща золотая»)? Ключ. 1) «Не жалею, не зову, не плачу...»; 2) элегия; 3) кольцевая; 4) олицетворение; 5) метафора; 6) анафора (повтор); 7) ассонанс.

B) Обобщение учителя

— В этом стихотворении поэт создаёт яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается «широким месяцем над голубым прудом», костром «рябины красной», ощущая себя неотъемлемой частью природы. Лирический герой относится к ней как к матери, природа видится ему Божественным храмом. Состояние природы отражает состояние души лирического героя.

  4. «Под сенью дружных муз...»: прослушивание аудиозаписи романса на стихи С. А. Есенина «Отговорила роща золотая...» (музыка Г. Ф. Пономаренко)

Учитель. Поэзия Есенина музыкальна, потому что Сергей Есенин очень любил народные песни. За ними он проводил целые вечера, он хорошо знал русскую песню: грустную, задорную, старинную, современную, он понимал, а главное — чувствовал её. Композиторы создавали произведения, навеянные стихотворными образами поэзии Есенина. Сейчас вы услышите романс на стихи С. А. Есенина «Отговорила роща золотая» в исполнении Н. Кадышевой. Давайте окунёмся в глубину цвета и музыки, написанной на великолепные стихи.

  5. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Мы теперь уходим понемногу...»

  А) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

  Б) Анализ поэтического текста по предложенному учителем плану (работа в парах)

План

  1. Впечатление, которое произвело на вас поэтическое произведение.

  2. Время создания стихотворения.

  3. Чем вызвано появление на свет.

  4. Кому или какому событию посвящено.

  5. С какими событиями в жизни поэта связано.

В) Обобщение учителя

— Есенин убеждён, что нельзя вмешиваться в заданный ход жизни, изменять её темп. Нужно жить, понимая, что ты — не хозяин природы, мира, а их часть.

Видя уход в мир иной близких ему людей, лирический герой и сам ощущает приближение смерти. Он понимает, что это может произойти в любой момент. От такой мысли становится жутко и тоскливо, ведь жизнь так прекрасна и так не хочется прощаться с ней... Тем более лирический герой уверен, что мир усопших не имеет ничего общего с нашим миром:

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящих

Я всегда испытываю дрожь.

Но стихотворение заканчивается жизнеутверждающе, как и почти вся философская лирика Есенина. Пока ещё есть время, нужно ценить и дорожить тем, что ты живёшь, любить людей, восхищаться природой, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

6. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Сорокоуст»

  A) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

Б) Аналитическая беседа

• Какие чувства, какое настроение вызывает у вас стихотворение? Какие картины рисует ваше воображение?

• Как поэт воспринимает «каменное» и «стальное»?

• Отметьте средства выразительности поэтической речи, при помощи которых поэт создаёт художественные образы.

B) Обобщение учителя

— Жеребёнок — это своеобразное напоминание людям о живом, о природе, о чистоте человеческих отношений. Жеребёнок воплощает в себе всю красоту природы, её трогательную беззащитность, а поезд обретает черты зловещего чудовища. Вечная тема противостояния природы и технического прогресса сливается с размышлениями о судьбе России. Поэт увидел катастрофу — безнадёжное наступление на природу бездушного железа. В стихотворении мы видим схватку, обречённое единоборство, любителя всего живого, с безумным веком железа. И та опасность, которая во время Есенина существовала в зародыше, сегодня стала самой главной опасностью.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— Поэзия Есенина, к какому бы периоду — раннему или зрелому — она ни относилась, всегда оставляет у читателя ощущение гармонии бытия, щедрого разнообразия жизни с её радостями и тревогами. Она оставляет ощущение ценности каждой жизни во Вселенной, острое и живое чувство связи человека со всем живущим, со всем, что его окружает. С новой силой звучат сегодня есенинские строки: «Как прекрасна Земля и на ней человек!». Идут годы, сменяются поколения, но остаётся вечной поэзия Есенина, потому что в сегодняшнем хрупком мире голос поэта призывает к человечности, к благоразумию, к любви.

VI. Домашнее задание

Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из предложенных тем: «Поэтические богатства из “ларца слов и образов” Сергея Есенина», «“Большое видится на расстоянии”: поэтические прозрения Сергея Есенина», «“...Так много сделано ошибок”: исповедальные мотивы лирики Есенина».