Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Анна Андреевна Ахматова
Урок № 57

Тема. Послеоктябрьская лирика А. А. Ахматовой. Драма поэта и народа, её отражение в поэме «Реквием»

Цель: ознакомить учащихся с особенностями послеоктябрьского творчества А. А. Ахматовой; высветить личность поэтессы, чтобы глубже понять её творчество; показать, как драма поэта и народа нашла отражение в творчестве А. А. Ахматовой, как история страны преломилась и отразилась в её творчестве; развивать навыки постижения и восприятия поэмы А. А. Ахматовой «Реквием», соотнесения их со своими внутренними представлениями; совершенствовать навыки и умения анализа и интерпретации лирического произведения как художественного целого; способствовать обогащению духовно-нравственного опыта и расширению эстетического кругозора учащихся.

Оборудование: портреты А. А. Ахматовой и её близких, сборники стихов А. А. Ахматовой, текст поэмы «Реквием», иллюстративный материал по теме урока, аудиозапись сочинения В. А. Моцарта «Реквием».

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о послеоктябрьском творчестве А. А. Ахматовой; выразительно читают стихотворения, анализируют их; имеют представление о поэме А. А. Ахматовой «Реквием», о жанре, композиции, о месте этой поэмы в творчестве поэта, о биографическом и литературном контексте произведения; принимают участие в аналитической беседе.

Анна Ахматова — целая эпоха в поэзии нашей страны.

Она щедро одарила своих современников человеческим достоинством,

своей свободной и крылатой поэзией — от первых книг о любви

до потрясающего по своей глубине «Реквиема».

К. Г. Паустовский

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний «Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов (работа в парах)

• Ахматова прожила долгую жизнь, пережив и громкую славу, и затянувшиеся на много лет гонения, и признание мирового значения её поэзии. Выделите и проанализируйте те её стихотворения, где с особой отчётливостью обнаруживаются всегда присущее поэтессе мужество, верность своему высокому предназначению.

• Обратившись к лирике А. Ахматовой, охарактеризуйте представления поэта о чести и достоинстве человека.

• Какие стилевые традиции, сложившиеся в русской поэзии, подхвачены и продолжены Ахматовой?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— «Есть три эпохи у воспоминаний», — сказала однажды Ахматова в одном из стихотворений. Случайно или нет, но и сама жизнь поэтессы, её долгая и драматичная творческая судьба тоже расположилась в трёх биографических кругах.

Первый из них, молодой, начальный, отмеченный «Вечером», «Чётками» и «Белой стаей», — до революции; основные художественные принципы, свойственные Ахматовой, сложились именно в те далёкие годы, столь знаменательно и тогда ещё совсем близко соседствовавшие с русской поэтической классикой. Именно к классике, к Пушкину, Лермонтову, Тютчеву, повернула она свой внимательный к традициям стих, едва ли не с первых же шагов в литературе — поверх акмеизма и символизма.

Второй круг, к которому мы сейчас и перейдём, несравненно более протяжённый во времени: если литературная деятельность А. А. Ахматовой до революции охватывала около восьми лет и протекала очень интенсивно, с резкими переменами настроений и самого звучания стиха, то сразу после революции и примерно до начала 1930-х гг. она переживала внутренне замкнутый и невидный читателю творческий процесс, достаточно к тому же болезненный ввиду неприятия её тогдашними официальными правительственными и литературными кругами. В 1930-е гг., отмеченные, как мы увидим, исключительной напряжённостью творчества, она по-прежнему оставалась неведомой для читателя и потому как бы исчезнувшей из читательского и литературного мира. Вот почему 1920-е и 1930-е гг. можно, при всей разнице между тем и другим десятилетием, всё же отнести с известной долей условности ко «второму кругу» её жизни и творчества.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

— А. А. Ахматова, поэт огромного поэтического дара, возвышенного и трагического, вошла в русскую литературу прежде всего, как певец любви. Однако с течением времени — времени бурь и потрясений в судьбе России — её лирика, поначалу камерная, интимно-исповедальная, обретает высокое гражданское звучание. Уже в годы Первой мировой войны в её творчество вошли мотивы гражданственности, самопожертвования, любви к Родине. Ахматова сразу определила для себя главное: быть вместе с Россией на всех её путях и перепутьях. (Обращение к эпиграфу урока.) «И если Поэзии суждено цвести в 20-м веке именно на моей Родине, я, смею сказать, всегда была радостной и достоверной свидетельницей... И я уверена, что ещё и сейчас мы не до конца знаем, каким волшебным хором поэтов мы обладаем, что русский язык молод и гибок, что мы ещё совсем недавно пишем стихи, что мы их любим и верим им ...», — считала А. А. Ахматова.

  2. Слушание сообщений «Октябрь в личной и поэтической судьбе А. А. Ахматовой» (см. домашнее задание предыдущего урока)

  3. Работа над идейно-художественным содержанием стихотворений «Рыбак» и «Смятение»

(Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают наизусть.)

• Второй сборник Ахматовой «Чётки» открывается циклом «Смятение», состоящим из 3 стихотворений. Какие истинно ахматовские мотивы вы можете отыскать в указанных стихотворениях?

• Какие два контрастных образа нарисованы в стихотворении «Рыбак»?

• Каков облик возлюбленного в «Смятении»?

• К кому могли быть обращены эти стихи, открывающие новый поэтический сборник А. А. Ахматовой «Чётки»?

  4. Слушание сообщений «Поэтическое творчество А. А. Ахматовой 1930-х гг.», «Личная драма поэтессы» (см. домашнее задание предыдущего урока)

5. Работа над идейно-художественным содержанием поэмы «Реквием»

А) Слово учителя

— Основой поэмы стала личная трагедия А. А. Ахматовой: её сын Лев Гумилёв в сталинские годы трижды находился под арестом. Первый раз его, студента исторического факультета ЛГУ, арестовали в 1935 г., но скоро освободили после письма А. А. Ахматовой И. В. Сталину. Во второй раз Лев был арестован в 1938 г. и приговорён к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. После третьего ареста в 1949 г. Льва приговорили к расстрелу, который затем заменили ссылкой.

Вина его не была доказана, и впоследствии он был реабилитирован. Сама Ахматова аресты 1935-го и 1938 гг. рассматривала как месть властей за то, что Лев был сыном Н. Гумилёва. Арест 1949 г., по мнению Ахматовой, был следствием известного постановления ЦК ВКП(б), и теперь сын сидел уже из-за неё.

Однако было бы неверным объяснять содержание поэмы «Реквием» только семейной трагедией. «Реквием» — это воплощение народного горя, народной трагедии, это крик «стомильонного народа», которому выпало жить в то время,

...когда улыбался

Только мёртвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих

Ленинград...

Композиция поэмы имеет сложную структуру: она включает в себя эпиграф, «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление», 10 глав (три из которых имеют название: VII — «Приговор», VIII — «К смерти», X — «Распятие» (состоит из 2 частей)) и «Эпилог» (состоит из 2 частей).

Почти весь «Реквием» был написан в 1935 — 1940 гг., раздел «Вместо предисловия» и «Эпиграф» помечены 1957-м и 1961 гг. Долгое время произведение существовало только в памяти Ахматовой и её друзей, лишь в 1950-е гг. она решилась записать поэму, а первая публикация состоялась в 1988 г., через 22 года после смерти поэта. Поначалу «Реквием» был задуман как лирический цикл и лишь позднее переименован в поэму. Итак, реквием — это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что её поэма — надгробное слово, посвящённое всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа. (Обращение учителя к эпиграфу урока.)

Разумеется, такое название имеет глубинный смысл. Вам легче будет воспринять это произведение, осмыслить его, если вы прослушаете небольшой отрывок из «Реквиема» В. А. Моцарта — «Лакримозу». Это одно из любимых произведений Анны Андреевны.

Б) «Под сенью дружных муз...»: прослушивание аудиозаписи сочинения В. А. Моцарта «Реквием»

• Созвучны ли настроения стихов и музыки?

Учитель. Итак, слились воедино, гармонично переплелись два гениальных по своей трагичности произведения: музыкальное и литературное. «Реквием» В. А. Моцарта и «Реквием» А. А. Ахматовой. Боль, утрата, смерть, безысходность и ... надежда объединяют их.

Литературоведческий глоссарий. Реквием (лат. requiem, буквально «на упокой») — это траурное, заупокойное песнопение в католическом церковном богослужении; музыкальное произведение траурного характера. Реквием носит циклический характер. Реквием может быть, как инструментальным произведением, так и вокально-инструментальным с сольными партиями или хоровым сопровождением. Название «реквием» произошло от начальной строки католической заупокойной мессы: Requiem aeternam dona eis, Domine (Покой вечный даруй им, Господи).

Искусствоведческий глоссарий. «Реквием» — последнее, незавершённое произведение композитора Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал перед самой смертью, — траурная заупокойная месса, написанная на канонический латинский текст. Сочинение завершили ученики Моцарта, главным образом Франц Ксавер Зюсмайер. Тем не менее «Реквием» является одним из наиболее известных произведений Моцарта и считается одним из важнейших его творений.

В) Аналитическая беседа по поэме А. А. Ахматовой «Реквием»

• Прозаический отрывок «Вместо предисловия» — очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это ... описать». Какие строчки из части «Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время?

• Какой факт из биографии А. А. Ахматовой был положен в основу поэмы?

• В эпиграфе слова «чуждый» и «мой народ» повторяются. В чём смысл усиливаемого таким повтором противопоставления?

• В поэме черты обобщённого человеческого портрета становятся чертами облика эпохи. Подтвердите это, обратившись, например, к эпилогу.

• Выделите в гл. V строки, позволяющие ощутить, как размывается грань между реальностью и кошмаром. Есть ли в поэме ещё примеры тому?

• От главы к главе тональность стиха резко изменяется. Чем тональность определяется в каждом конкретном случае — например, в гл. V, VIII, X и «Эпилоге»? Какие лексические, образные, ритмико-интонационные средства передают всякий раз новое звучание?

• Как соотносятся в поэме голос автора и голос народа? Выделите строки, свидетельствующие о том, что переживаемое автором горе воспринимается как всенародное.

• Один из основных мотивов поэмы — ужас памяти и горечь забвения, другой — немыслимость жизни и невозможность смерти. Проследите, как развиваются эти мотивы, в чём, пересекаясь, они находят разрешение.

• Голос страдающей героини поэмы усиливается здесь «стомильонным» эхом. Найдите в поэме отзвуки этого голоса, повторы, которыми голос подхватывается.

• Как образно обрисовано в гл. IV, V, VI горе матери? Какой видится Ахматовой её прошлая жизнь?

• В гл. VII — X повторяются мотивы, намеченные в начальных фрагментах: приговор, призывание смерти, распятие. В чём смысл такого «дублирования»?

• Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном в гл. VII — IX, начиная с фразы: «Когда я читаю гл. VII — IX “Реквиема” ...»

• Прочтите название гл. X. С чем оно связано? Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. А. Ахматова?

• Какие строчки «Эпилога» подчёркивают общность человеческих трагедий в годы ежовщины?

• Что завещает поэтесса потомкам?

• Вернёмся к эпиграфу поэмы. Он написан через двадцать лет после поэмы — в 1961 г. Как связан эпиграф с содержанием произведения?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» — в истории русской литературы произведение уникальное. Само его создание — акт величайшего мужества и душевной стойкости, ведь оно создавалось в разгар сталинских репрессий, буквально по горячим следам страшных событий. Если бы власти узнали о существовании такого произведения, последствия были бы трагическими. А. А. Ахматова прекрасно понимала это, однако не писать «Реквием» не могла.

Это действительно память, потому что жива остаётся только она — память о самых мучительных моментах человеческой истории, которые поэт, превращённый в памятник, обречён переживать снова и снова, бесконечно оплакивая страдающих и усопших. «И пусть с неподвижных и бронзовых век, как слёзы, струится подтаявший снег». Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» — это осуждение насилия над личностью, приговор любому тоталитарному режиму, основанному на крови, страданиях, унижениях как отдельной личности, так и целого народа. Став жертвой такого режима, поэтесса взяла на себя право и обязанность говорить от имени народа. Поэма «Реквием» — не только скорбный плач, но и суровое предупреждение.

VI. Домашнее задание

  1. Прочитать «Поэму без героя» и подготовить выразительное чтение второго и третьего «Посвящений»; из части второй — «Девятьсот тринадцатый год» — чтение начала гл. I, прозаическое вступление к гл. II и стихов центральной её части, а также заключительных строк гл. III и IV; гл. XII — XIV второй части «Решка»; стихов центральной части «Эпилога».

  2. Опережающее задание (3 учащихся). Подготовить сообщения: «Война в судьбе и поэзии А. А. Ахматовой», «Творчество поэтессы в первое послевоенное десятилетие» и «Конец творческого пути. Итоги жизни А. А. Ахматовой».