Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Марина Ивановна Цветаева
Урок № 61

Тема. М. И. Цветаева: время, личность, творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. И. Цветаевой

Цель: ознакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики М. И. Цветаевой; показать исключительность чувств лирической героини в поэзии М. И. Цветаевой; раскрыть сложность и драматизм жизненного и творческого пути; помочь оценить глубочайшую искренность поэта и осознать важность твёрдой жизненной поэзии в судьбе человека; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.

Оборудование: тексты стихотворений М. И. Цветаевой, портрет поэтессы, иллюстрации к стихотворениям, аудиозапись вальса Е. Д. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся самостоятельно готовят выступления о творчестве М. И. Цветаевой; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Выполнение интерактивного упражнения «Ассоциативный ряд»

Учитель. «Имя человека — главная составляющая его личности, быть может, даже часть его души», — писал Зигмунд Фрейд в своём эссе «Тотем и табу». Что же мы слышим и представляем, когда произносим: «Марина Цветаева...»? Чтобы ответить на этот вопрос, составьте слова из букв имени и фамилии. Какие ассоциации вызывают у вас составленные слова?

Предполагаемые ответы

Ассоциации. Рана, Ветер, Царевна, Мать, Море, Тоска, Искренность, Трагизм, Величие, Таинственность, Нежность, Трагичность, Творец, Мятежность...

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

(Звучит аудиозапись вальса Е. Д. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».)

— «Серебряный век». Удивительно ёмкое название, точно определившее целый период развития русского стихотворения. Возвращение романтизма? Очевидно, в какой-то мере и так. В целом же — зарождение нового поколения стихотворцев, многие из которых покинули отринувшую их родину, многие погибли под жерновами Гражданской войны и сталинского безумия. И права была Марина Цветаева, воскликнувшая: «Моим стихам, как драгоценным винам, — Настанет свой черёд!».

И он настал. Многие сейчас всё пристальнее смотрят на страницы её стихотворений, открывая для себя великие истины, зорко охранявшиеся десятилетиями от постороннего глаза. Мне очень приятно, что мы с вами среди этих многих.

Марина Цветаева вступила в жизнь на рубеже XIX и XX вв., в тревожное и смутное время. Как многим поэтам её поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для неё оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а окружающей пошлости, серости, мелочности.

Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории XX в. в своём творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека — современника. Лирическая героиня её поэзии дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением.

«И главное — я ведь знаю, как меня будут любить... через 100 лет», — писала Цветаева. Утечёт много воды, и не только воды, но и крови, потому что на жизнь М. И. Цветаевой, её творчество пришлись 30-е гг. катастрофического XX в. Так прикоснёмся же к истории «цветаевских правд», к истории её жизни и любви!

IV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве М. И. Цветаевой (см. домашнее задание предыдущего урока)

(Учащиеся составляют тезисы.)

2. Обобщение учителя

— Никогда не писавшая на потребу читателя, а тем более издателя, Цветаева была убеждена: «Быть современником — творить своё время, а не отражать его. Да, отражать его, но не как зеркало, а как щит. Быть современником — творить своё время, то есть с девятью десятыми в нём сражаться, как сражаешься с девятью десятыми первого черновика». Не дух противоречия — о чём так любят писать критики — руководил Цветаевой в жизни, но непоколебимая уверенность в собственной правоте.

Судьба её сложилась трагично. Страстно влюблённая в жизнь, заряженная неистовой творческой энергией, Цветаева рано ощутила тяжесть одиночества, непонимание со стороны окружавших её людей, не желавших считаться с её правом на собственную, непохожую на другие позицию в жизни и искусстве. Усугублялось это и складом её натуры — мятежной, непокорной, одержимой, склонной всегда и во всём идти наперекор общепринятым взглядам и вкусам. Жизнь в эмиграции, куда она отправилась в 1922 г. вслед за оказавшимся там после разгрома Белого движения мужем, лишь усугубила разлад с миром и временем, и разлад этот был — стоит повторить — неизбежным, но болезненно остро переживался. Страстно, до боли в сердце влюблённая в Россию, но оторванная от родной земли, она почувствовала себя ненужной. Цветаева страдала оттого, что её стихотворения — она была убеждена — «рассчитаны на множества. Здесь множеств — физически нет». А самое страшное — живя в эмиграции, Цветаева почувствовала себя выброшенной из времени: «...Здесь — та Россия, там — вся Россия. Здешнему в искусстве современно прошлое. Россия (о России говорю, не о властях), Россия, страна ведущих, от искусства требует, чтобы оно вело, эмиграция, страна оставшихся, чтобы вместе с ней оставалось, то есть безудержно откатывалось назад».

3. Аналитическая работа с текстом стихотворения М. И. Цветаевой «Кто создан из камня...»

А) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся

Учитель. Великолепную характеристику своего имени дала сама Марина Цветаева в стихотворении «Кто создан из камня...»

Б) Аналитическая беседа

• Имя даётся человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. Что значит имя Марина? (Морская.)

• Кто герои этого стихотворения?

• Какое слово главное в первой строфе?

• Какие антонимичные слова есть во второй строфе?

• Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать «земной солью»?

• Что означает слово «воскресаю»? Какому слову оно близко?

В) Обобщение учителя

— Стихотворение написано в 1920 г. и включено в сборник «Вёрсты». Как и в других ранних стихотворениях, всё внимание поэта обращено к своему внутреннему миру, к себе как к воплощению всей полноты земного бытия. По сути, в стихотворении заявлена традиционная тема Поэта и Толпы. Свой собственный характер, и женский, и поэтический, Цветаева склонна объяснять своим именем, но не просто звучанием, а главным образом этимологией имени — «морская». Лирическая героиня сопоставляется с морской пеной, волнами, сменяющей одна другую. В стихотворении сталкиваются суша и морская стихия, как неподвижность и полёт; противопоставляются два человеческих характера.

4. Аналитическая работа с текстом стихотворения М. И. Цветаевой «Молитва»

A) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся

Учитель. Первые книги любого поэта почти всегда подражательные. Марина Цветаева — исключение. В 1910 г. тайком от родителей она выпускает свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом», в котором была полностью сама собой и такой осталась. Некоторые стихотворения Цветаевой уже предвещали будущего поэта. В первую очередь — безудержная и страстная «Молитва» («Христос и Бог! Я жажду чуда...»).

Б) Аналитическая беседа

• Каким настроением пронизано это стихотворение?

• Определите наиболее характерные черты лирической героини М. И. Цветаевой.

• Каким вы себе представляете «автопортрет» М. И. Цветаевой?

• Как поэт добивается предельной выразительности стихотворения?

• Чем определяется крайняя драматическая напряжённость, свойственная стихам М. И. Цветаевой? Охарактеризуйте средства выражения этой напряжённости, обратившись к стихотворному тексту.

• Определите тему, идею, художественные особенности стихотворения.

B) Обобщение учителя

— Юной Марине ведома волнующая радость настоящего. Это сильная, яркая личность. «Я жажду сразу — всех дорог!» — восклицает она. Ею движет стремление «всё понять и за всех пережить!». В этом стихотворении М. И. Цветаева наиболее полно раскрывает обаяние личности своей героини, стремящейся к активному действию. Жить для неё — значит идти, страдать, мчаться в бой, вести, всё изведать, всё испытать.

Стихотворение написано в 17 лет. Всё стихотворение пронизано жаждой жизни! О смерти не может быть и речи!

  5. Аналитическая работа с текстом стихотворения М. И. Цветаевой «Идёшь, на меня похожий...»

А) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся

Учитель. Очень рано Цветаева обрела свой собственный поэтический почерк, среди её ранних стихов немало таких, что поражают ясностью мысли, даром пророчества, настраивают читателя на самый серьёзный лад. Свойственное юности восторженное отношение к жизни нередко соседствует здесь с тревогой, неуспокоенностью, может быть, не до конца понятными ещё и ей самой. У неё, которую в ту пору жизнь щедро одаривала счастьем, так много стихов о прощании с нею (с жизнью), о смерти: рамки уютного домашнего мирка очень скоро оказываются для неё слишком тесными.

Б) Аналитическая беседа

• Что, по вашему мнению, позволяет говорить об отразившемся в стихотворении жизнелюбии его автора?

• Стихотворение обращено к прохожему. Каков смысл этого обращения, место и роль в стихотворении этого образа?

В) Обобщение учителя

— Встреча прохожего и поэта. Мысль о причастности к вечности. Стихотворение «Идёшь, на меня похожий...», написанное Цветаевой в Коктебеле 3 мая 1913 года, по праву можно отнести к шедеврам поэзии «Серебряного века». Поэтесса излагает свои размышления о вечности, о жизни и смерти. Жизнь М. И. Цветаевой в течение пяти лет, начиная с 1912 г., была самой счастливой по сравнению со всеми предыдущими и последующими годами. В сентябре 1912 г. у Марины родилась дочь Ариадна. Цветаева была переполнена радостью бытия и в то же время думала о неизбежном конце. Эти, казалось бы, взаимоисключающие чувства нашли отражение в стихотворении.

В. А. Рождественский отмечает, что стихотворение «Идёшь, на меня похожий...» отличают сжатость мысли и энергия чувств. Мысль об обречённости в представлении М. И. Цветаевой не выглядит гнетущей. Нужно жить, в полной мере наслаждаясь сегодняшним днём, но в то же время не забывать о вечных, непреходящих ценностях — таков призыв М. И. Цветаевой.

  6. Аналитическая работа с текстом стихотворения М. И. Цветаевой «Стихи к Пушкину»

А) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся

Учитель. Имя Пушкина для Цветаевой — как и для всякого русского человека — священно. «В центре существования Цветаевой была поэзия и в ней непреходящая величина — Пушкин. На протяжении всей жизни она постоянно обращалась к нему, и я уверена: то, что она написала о Пушкине в стихах, прозе, письмах, лишь малая часть того, что он значил в её жизни. Самое показательное для понимания Цветаевой — её свобода в отношении к Пушкину. Она острее большинства чувствовала непревзойдённость его гения и уникальность личности, выражала восхищение и восторг его творчеством — на равных, глаза в глаза, без подобострастия одних и без высокомерного превосходства других, считавших себя умудрёнными жизненным опытом ещё одного столетия» (В. А. Швейцер).

Б) Аналитическая беседа

• Почему А. С. Пушкин был особенно близок и дорог М. И. Цветаевой?

• В чём своеобразие отношения М. И. Цветаевой к А. С. Пушкину, как оно выражено?

• Как сказались в стихотворении представления М. И. Цветаевой о роли и назначении поэта и поэзии в жизни?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Марина Цветаева вошла в литературу в переломную эпоху рубежа XIX и XX вв., в эпоху, предвещавшую, как сказал А. А. Блок, «неслыханные перемены, невиданные мятежи». Поэтов того поколения — очень разных — объединяло ощущение трагизма того мира, в котором «уюта — нет. Покоя — нет». И Цветаева выходила навстречу всем ветрам, всем вьюгам и бурям настоящего и грядущего:

Другие — с очами и с личиком светлым,

А я-то ночами беседую с ветром.

Не с тем — италийским

Зефиром младым, —

С хорошим, с широким,

Российским, сквозным!

              (1920)

VI. Домашнее задание

  1. Ознакомиться со стихотворениями М. И. Цветаевой о любви, с циклом «Стихи о Москве».

  2. Опережающие задания (5 учащихся). Выучить наизусть стихотворения М. И. Цветаевой «О, Муза плача, прекраснейшая из муз!», «Над Феодосией угас...», «Тоска по родине! Давно...», «Родина», «Домики старой Москвы» (из цикла «Стихи о Москве»).