Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Михаил Александрович Шолохов
Приложение
Тезисный план к сочинению «Григорий Мелехов в поисках правды»
I. Вступление
Образ Григория Мелехова как продолжение М. А. Шолоховым традиций русской литературы — изображения правдоискателей (Н. А. Некрасов, Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой, Максим Горький и др.)
II. Основная часть
1. Характеристика образа Григория Мелехова. Истоки характера — в истории семьи, в генетических качествах: трудолюбии, гордости, смелости, стремлении к свободе.
2. Стремление к нравственной истине — основа характера Григория. Поиск правды, «под крылом которой мог бы согреться каждый».
3. Попытка найти смысл в битвах Первой мировой войны, разочарование, потеря точки опоры (убийство австрийца).
4. Убеждённость в истинности «правды» Гаранжи. Вытравление её, уход на фронт «добрым казаком».
5. Стремление обрести правду в ходе социально-классовых битв — исток трагедии Григория Мелехова: «К кому же прислониться?». Метания Григория
между красными и белыми — свидетельство не политических шатаний, а искренних попыток отыскать настоящую правду: «Одной правды нету в жизни».
6. Положение Григория «между» и в семье, и в обществе:
• между старым и новым (первоначальное следование семейным традициям казачества: подчинение отцу («как батя») и последующий уход из хутора, да ещё с чужой женой — неосознанный вызов старому, традиционному укладу жизни);
• миром и войной (смелость и мужество в сражениях, осознание страшной нелепицы войны, убеждённость в противоестественности войны: «Моим рукам работать надо, а не воевать»);
• большевизмом и народничеством Изварина (открытость натуры Григория, воспринимающей убедительные доводы в защиту той или иной идеологии);
• Аксиньей и Натальей (любовь-страсть к Аксинье и любовь к семье, жене, детям) — отражение его поисков правды, истинного пути, обречённых на трагический исход: «За что же ты, жизнь, так меня покалечила? За что так исказнила?».
7. Позиция автора в отношении поисков своего героя. Стремление к объективности в изображении противоборствующих сторон, сочувствие автора Григорию. Изображение Гражданской войны как трагедии всего народа.
III. Заключение
Изображение поисков правды простым человеком, честным и искренним, передача движений души такого человека — творческая задача М. А. Шолохова. Образ Григория как концентрация основного исторического и идейного конфликта романа, выражение трагических поисков правды всего народа.
Тезисный план к сочинению «Человек и природа в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”»
I. Вступление
• Название роману о крупных исторических событиях дала река;
• обилие картин природы, описаний природных явлений в романе;
• роль, которую картины и явления природы играют в романе.
II. Основная часть
1. Неразрывность казачьего уклада и природы:
• зависимость казаков от состояния природы (неурожаи, засухи, морозы, пожары и т. п.);
• природное, циклическое время: «солнцеворот»;
• умение казака ценить красоту природы (Прокофий Мелехов);
• эпическое спокойствие картин природы в «мирных» главах романа (кн. I, ч. первая, гл. I);
2. Природа и история:
• отрыв казаков от корней во время походов;
• земля под копытами боевых коней, посыпаемая осколками снарядов;
• описание жизни природы — антитеза человеческой жизни (кн. II, ч. шестая, гл. XXI; кн. III, ч. шестая, гл. XIII);
• казачья песня «Не сохами-то славная землюшка распахана...»: социальное явление (война) изображено как явление природное («распахана... копытами», «засеяна... головами» и т. п.) — природа в единстве с человеком.
3. Отличие романтического пейзажа от психологического параллелизма:
• психологический параллелизм в фольклоре: природные процессы и душевные состояния человека развиваются параллельно, но при наличии их глубокого сходства они внутренне независимы друг от друга; природа выступает как равновеликая человеку сила;
• примеры психологического параллелизма в романе М. А. Шолохова (кн. I, ч. вторая, гл. XIII и XVIII; кн. IV, ч. седьмая, гл. I; XVI).
III. Заключение