Контрольные работы по литературе к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Темы творческих работ (сочинений) по произведениям писателей XIX; XX веков

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Вариант 1

Выберите одну из предложенных тем и напишите сочинение. (Рекомендуемый объём сочинений 100 — 120 слов)

1. Как в сказке А. С. Пушкина раскрываются характеры царицы-мачехи и царевны-падчерицы?

2. Каковы особенности речевой характеристики героев сказки А. С. Пушкина? (Не менее двух героев по выбору учащихся)

3. Как в сказке А. С. Пушкина сочетается волшебное и реальное? Приведите 2 — 3 примера.

4. В чём сходство и различие королевича Елисея, героя «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», и царевича Гвидона, героя «Сказки о царе Салтане...»?

Ответ: ...

Вариант 2

Выберите одну из предложенных тем и напишите сочинение.

1. Как в сказке А. С. Пушкина раскрываются характеры царя-отца и королевича Елисея?

2. Какова роль второстепенных персонажей сказки А. С. Пушкина — семи богатырей, сенной девушки Чернавки?

3. Как в сказке А. С. Пушкина раскрывается проблема внешней и внутренней красоты?

4. Каково авторское отношение к героям «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (Не менее двух героев по выбору учащихся)

Ответ: ...

И. С. Тургенев. «Муму»

Вариант 1

Выберите одну из предложенных тем и напишите сочинение.

1. Как в рассказе И. С. Тургенева раскрываются духовные и нравственные качества Герасима: трудолюбие, великодушие, сострадание к окружающим?

2. Что даёт основание полагать, что в образе Герасима И. С. Тургенев изобразил русский народ — его силу, кротость и надежду на то, что он «со временем заговорит»?

3. Какова роль второстепенных персонажей в раскрытии образа Герасима?

4. Как раскрывается характер барыни, «причудливой старухи», в её отношениях с окружающими людьми?

5. Почему рассказ, главным героем которого является Герасим, назван И. С. Тургеневым «Муму»?

Ответ: ...

Вариант 2

Выберите одну из предложенных тем и напишите сочинение.

1. Как в рассказе И. С. Тургенева «Муму» раскрывается сила и слабость Герасима?

2. Каково отношение окружающих людей к Герасиму? Почему для одних он «чудной», другие его «побаивались», третьи — уважали?

3. Каково авторское отношение к Герасиму?

4. В финале рассказа И. С. Тургенева «Муму» говорится о том, что, вернувшись в деревню, Герасим «живёт бобылём в своей одинокой избе», он не женился и не держит собаки. Расскажите о событиях, которые привели его к такому решению.

5. Почему рассказ «Муму» относят к антикрепостническим произведениям И. С. Тургенева?

Ответ: ...

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»

Вариант 1

Выберите одну из предложенных тем и напишите сочинение.

1. В чём состоит смысл сопоставления образов Жилина и Костылина в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

2. Как в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» утверждается мысль о том, что война враждебна человеку?

3. Какие отношения связывали Жилина и Дину? Почему она помогает ему бежать из плена?

Ответ: ...

Вариант 2

Выберите одну из предложенных тем и напишите сочинение.

1. В чём состоит смысл говорящих фамилий главных героев Жилина и Костылина и как он раскрывается в повествовании?

2. Как раскрывается характер Жилина в его взаимоотношениях с людьми — горцами, товарищами, Диной?

3. Почему рассказ, в котором повествуется о двух пленных, назван Л. Н. Толстым «Кавказский пленник»?

Ответ: ...

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Вариант 1

Выберите одну из предложенных тем и напишите сочинение.

1. Какое развитие в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро» находят слова дедушки Афанасия о том, что «оскудел батюшко Енисей»: «... ерши да пескари и те переведутся, а об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать»?

2. Как и под влиянием каких событий меняется настроение Васютки в течение первого дня его скитаний по тайге?

3. Почему Васютка становится пленником тайги?

4. Какова роль пейзажа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»? (На примере фрагмента: от слов «В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь» до «Коротка августовская ночь в Заполярье»)

5. Представьте, что Васютка должен написать сочинение о самом важном событии, которое случилось с ним во время летних каникул. О чём из того, что произошло с ним в тайге, он расскажет?

Ответ: ...

Вариант 2

Выберите одну из предложенных тем и напишите сочинение.

1. Почему Васютка пренебрёг советами матери и как это повлияло на дальнейшие события его жизни?

2. Как Васютка следовал наказу отца и дедушки: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»?

3. Почему, увидев озеро, Васютка прежде всего обрадовался тому, что в нём много рыбы: «Выбраться бы, рассказать бы...»?

4. Какова роль пейзажа в рассказе В. П. Астафьева «Васют- кино озеро»? (На примере фрагмента: от слов «Коротка августовская ночь в Заполярье» до «Маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка...»)

5. «Мука — вперёд наука», — говорит Васютке дедушка. Как вы понимаете эти слова? Чему научился наш герой в своих скитаниях по тайге?

Ответ: ...