Проверочные работы по литературе 5 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2018


РАБОТА № 11. А. А. ФЕТ. ЛИРИКА

Вариант 1

Прочитайте стихотворение А. А. Фета «Чудная картина...» и выполните задания 1 — 7.

Ответом к заданиям 1 — 5 является слово.

***

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Отдалённый бег.

(А. А. Фет)

1. К какому роду литературы относится стихотворение А. А. Фета «Чудная картина...»?

    Ответ: лирика.

2. Как называется описание природы в стихотворении А. А. Фета «Чудная картина...»?

    Ответ: пейзаж.

3. Как называется художественный приём, состоящий в повторении одинаковых звуков («Свет небес высоких, // И блестящий снег»)?

    Ответ: звукопись.

4. Укажите название художественного приёма, заключающегося в изменении привычного порядка слов («небес высоких», «саней далёких»).

    Ответ: инверсия.

5. Каким размером написано стихотворение? Запишите 1 — 2 строки и покажите, как вы определяете стихотворный размер.

    Ответ: хорей.

К заданиям 6, 7 дайте связный ответ в объёме 5 — 8 предложений каждый.

6. Каким настроением лирического героя проникнуто изображение родной природы в стихотворении А. А. Фета?

    Ответ: присутствие живых существ в этом безмолвном белом пространстве, равно как и мотив пути, вводится инверсией: "И саней далеких…". Кроме того, единственное предложение - по цели высказывания повествовательное, что также передает спокойное, умиротворенное состояние лирического героя.

7. В чём, на ваш взгляд, состоит особенность композиции стихотворения?

    Ответ: строки стихотворения короткие, в каждой из них два-три, и только в одной четыре слова. А создается впечатление полноты нарисованной картины, все так точно, зримо. Мир земной (равнина, снег, сани) и небесный (луна, небеса) слились, соединились в какой-то тайне…

Вариант 2

Прочитайте стихотворение А. А. Фета «Весенний дождь» и выполните задания 1 — 7.

Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или цифра.

Весенний дождь

Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купался, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистых мёдом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

      (А. А. Фет)

1. К какому роду литературы относится стихотворение А. А. Фета «Весенний дождь»?

Ответ: лирика.

2. Укажите количество строф в стихотворении «Весенний дождь».

Ответ: три (3).

3. Каким термином обозначают созвучие концов стихотворных строк («окном — крылом, блещет — трепещет»)?

Ответ: рифма.

4. Назовите приём, предполагающий одушевление предметов и явлений, к которому обращается А. А. Фет, говоря о дожде: «... что-то к саду подошло».

Ответ: олицетворение.

5. Каким размером написано стихотворение? Запишите 1 — 2 строки и покажите, как вы определяете стихотворный размер.

Ответ: ямб.

К заданиям 6, 7 дайте связный ответ в объёме 5 — 8 предложений каждый.

    6. Каким настроением лирического героя проникнуто стихотворение?

    Ответ: главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота. Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни. Природа у Фета одухотворена и гармонична душе человека, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя стихотворения.

7. Какую роль в стихотворении играют глаголы, являющиеся в большинстве своём рифмующимися словами?

    Ответ: главная роль в стихотворении отведена глаголам, которые делают повествование динамичным, показываю движение, так что читатель как будто видит нарисованные перед его мысленным взором картинки.