Проверочные работы по литературе 5 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2018
РАБОТА № 13. И. А. БУНИН. КОСЦЫ
Вариант 1
Прочитайте приведённые ниже фрагменты текста и выполните задания 1 — 6.
Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — пели... Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им... Они шли и пели среди вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. И берёзовый лес принимал и подхватывал их песнь так же свободно и вольно, как они пели...я видел... как они заходили на работу, пополудновавши... потом крестились и бодро сбегались к месту с белыми, блестящими, наведёнными, как бритва, косами на плечах, на бегу вступали в ряд, косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли, пошли вольной, ровной чередой... они пели: «Ты прости-прощай, любезный друг!» — подвигались по берёзовому лесу, бездумно лишая его густых цветов и трав, и пели, сами не замечая того. И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чём такая дивная прелесть их песни... (И. А. Бунин. «Косцы»)
Степь раздольная
Далеко вокруг,
Широко лежит,
Ковылём-травой
Расстилается!..
Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Чёрному
Понадвинулась!
В гости я к тебе
Не один пришёл:
Я пришёл сам-друг
С косой вострою;
Мне давно гулять
По траве степной,
Вдоль и поперёк
С ней хотелося...
Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньёй, коса,
Засверкай кругом!
Зашуми, трава,
Подкошённая;
Поклонись, цветы,
Головой земле!..
(А. В. Кольцов. «Косарь»)
Ответом к заданиям 1 — 5 является слово.
1. К какому жанру относится первый фрагмент приведённого выше текста — «Косцы» И. А. Бунина?
Ответ: рассказ, миниатюра.
2. В произведении И. А. Бунина неоднократно противопоставляются «мы» и «они». Как называется такое противопоставление образов?
Ответ: антитеза, контраст.
3. А. В. Кольцов использует в стихотворении слова, выходящие за рамки литературного языка («Раззудись, плечо!», «Молоньёй (молнией), коса»). Как они называются?
Ответ: разговорные, просторечные.
4. Укажите название художественного приёма, неоднократно использованного в стихотворении:
Степь раздольная...
Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь.
Пораскинулась...
Ответ: повтор.
5. Каким термином обозначается нарушение обычного порядка слов: «степь раздольная, степь привольная»?
Ответ: инверсия.
На вопрос 6 дайте связный ответ в объёме 5 — 10 предложений.
6. Какое чувство объединяет рассказчика «Косцов» И. А. Бунина и лирического героя стихотворения «Косарь» А. В. Кольцова?
Ответ: Стихотворение «Косарь» близко народной лирической песне, так как герой передает свои чувства и переживания. Поэт говорит языком народа, выражает ценности народа-труженика, для которых любовь к женщине, любовь к Родине, удовольствие от труда — главное в жизни.
Стихотворение «Косцы» так же воспитывает чувства патриотизма, любви к природе…
Вариант 2
Прочитайте приведённые ниже фрагменты текста и выполните задания 1 — 6.
... Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъёмы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной лёгкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому.
Чувствовалось — человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи... И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.
Конечно, они «прощались, расставались» и с «родимой сторонушкой», и со своим счастьем, и с надеждами, и с той, с кем это счастье соединялось:
Ты прости-прощай, любезный друг,
И, родимая, ах да прощай, сторонушка!..
В чём ещё было очарование этой песни, её неизбывная радость при всей её будто бы безнадежности? В том, что человек всё-таки не верил, да и не мог верить, по своей силе и непочатости, в эту безнадёжность... (И. А. Бунин. «Косцы»)
... А восток всё горит, разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит.
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт,
По плечу молодцу всё тяжёлое...
Не боли ты, душа! Отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
(И. С. Никитин. «Утро»)
Ответом к заданиям 1 — 5 является слово.
1. Произведение И. А. Бунина «Косцы» создано на основе личных впечатлений автора. Укажите термин, обозначающий описание автором собственной жизни.
Ответ: автобиография, автобиографический.
2. К какому роду литературы относится стихотворение И. С. Никитина «Утро»?
Ответ: лирика.
3. Назовите приём, предполагающий одушевление предметов и явлений, к которому обращается И. С. Никитин: «И стоит себе лес, улыбается...»
Ответ: олицетворение.
4. Как называется троп, основанный на принципе переноса свойств одних предметов или явлений на другие: «А восток всё горит, разгорается»?
Ответ: метафора.
5. Укажите название художественного приёма, к которому прибегает поэт, подчёркивая особое эмоциональное состояние лирического героя, наблюдающего восход солнца:
Не боли ты, душа! Отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
Ответ: риторические восклицания.
На вопрос 6 дайте связный ответ в объёме 5 — 10 предложений.
6. Какое чувство объединяет рассказчика «Косцов» И. А. Бунина и лирического героя стихотворения «Утро» И. С. Никитина?
Ответ: вместе с картинами природы передаются самые сокровенные мысли и чувства поэта…