Проверочные работы по литературе 5 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2018


РАБОТА № 13. И. А. БУНИН. КОСЦЫ

Вариант 1

Прочитайте приведённые ниже фрагменты текста и выполните задания 1 — 6.

Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — пели... Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им... Они шли и пели среди вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. И берёзовый лес принимал и подхватывал их песнь так же свободно и вольно, как они пели...я видел... как они заходили на работу, пополудновавши... потом крестились и бодро сбегались к месту с белыми, блестящими, наведёнными, как бритва, косами на плечах, на бегу вступали в ряд, косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли, пошли вольной, ровной чередой... они пели: «Ты прости-прощай, любезный друг!» — подвигались по берёзовому лесу, бездумно лишая его густых цветов и трав, и пели, сами не замечая того. И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чём такая дивная прелесть их песни... (И. А. Бунин. «Косцы»)

Степь раздольная

Далеко вокруг,

Широко лежит,

Ковылём-травой

Расстилается!..

Ах ты, степь моя,

Степь привольная,

Широко ты, степь,

Пораскинулась,

К морю Чёрному

Понадвинулась!

В гости я к тебе

Не один пришёл:

Я пришёл сам-друг

С косой вострою;

Мне давно гулять

По траве степной,

Вдоль и поперёк

С ней хотелося...

Раззудись, плечо!

Размахнись, рука!

Ты пахни в лицо,

Ветер с полудня!

Освежи, взволнуй

Степь просторную!

Зажужжи, коса,

Как пчелиный рой!

Молоньёй, коса,

Засверкай кругом!

Зашуми, трава,

Подкошённая;

Поклонись, цветы,

Головой земле!..

      (А. В. Кольцов. «Косарь»)

Ответом к заданиям 1 — 5 является слово.

1. К какому жанру относится первый фрагмент приведённого выше текста — «Косцы» И. А. Бунина?

    Ответ: рассказ, миниатюра.

2. В произведении И. А. Бунина неоднократно противопоставляются «мы» и «они». Как называется такое противопоставление образов?

Ответ: антитеза, контраст.

3. А. В. Кольцов использует в стихотворении слова, выходящие за рамки литературного языка («Раззудись, плечо!», «Молоньёй (молнией), коса»). Как они называются?

Ответ: разговорные, просторечные.

4. Укажите название художественного приёма, неоднократно использованного в стихотворении:

Степь раздольная...

Ах ты, степь моя,

Степь привольная,

Широко ты, степь.

Пораскинулась...

    Ответ: повтор.

5. Каким термином обозначается нарушение обычного порядка слов: «степь раздольная, степь привольная»?

Ответ: инверсия.

На вопрос 6 дайте связный ответ в объёме 5 — 10 предложений.

6. Какое чувство объединяет рассказчика «Косцов» И. А. Бунина и лирического героя стихотворения «Косарь» А. В. Кольцова?

Ответ: Стихотворение «Косарь» близко народной лирической песне, так как герой передает свои чувства и переживания. Поэт говорит языком народа, выражает ценности народа-труженика, для которых любовь к женщине, любовь к Родине, удовольствие от труда — главное в жизни.

Стихотворение «Косцы» так же воспитывает чувства патриотизма, любви к природе…

Вариант 2

Прочитайте приведённые ниже фрагменты текста и выполните задания 1 — 6.

... Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъёмы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной лёгкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому.

Чувствовалось — человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи... И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

Конечно, они «прощались, расставались» и с «родимой сторонушкой», и со своим счастьем, и с надеждами, и с той, с кем это счастье соединялось:

Ты прости-прощай, любезный друг,

И, родимая, ах да прощай, сторонушка!..

В чём ещё было очарование этой песни, её неизбывная радость при всей её будто бы безнадежности? В том, что человек всё-таки не верил, да и не мог верить, по своей силе и непочатости, в эту безнадёжность... (И. А. Бунин. «Косцы»)

... А восток всё горит, разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит.

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт,

По плечу молодцу всё тяжёлое...

Не боли ты, душа! Отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

      (И. С. Никитин. «Утро»)

    Ответом к заданиям 1 — 5 является слово.

1. Произведение И. А. Бунина «Косцы» создано на основе личных впечатлений автора. Укажите термин, обозначающий описание автором собственной жизни.

Ответ: автобиография, автобиографический.

2. К какому роду литературы относится стихотворение И. С. Никитина «Утро»?

Ответ: лирика.

3. Назовите приём, предполагающий одушевление предметов и явлений, к которому обращается И. С. Никитин: «И стоит себе лес, улыбается...»

Ответ: олицетворение.

4. Как называется троп, основанный на принципе переноса свойств одних предметов или явлений на другие: «А восток всё горит, разгорается»?

Ответ: метафора.

5. Укажите название художественного приёма, к которому прибегает поэт, подчёркивая особое эмоциональное состояние лирического героя, наблюдающего восход солнца:

Не боли ты, душа! Отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Ответ: риторические восклицания.

На вопрос 6 дайте связный ответ в объёме 5 — 10 предложений.

6. Какое чувство объединяет рассказчика «Косцов» И. А. Бунина и лирического героя стихотворения «Утро» И. С. Никитина?

Ответ: вместе с картинами природы передаются самые сокровенные мысли и чувства поэта…