Проверочные работы по литературе 5 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2018


РАБОТА №1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. СКАЗКИ

Вариант 1

Прочитайте приведённые ниже тексты и выполните задания 1 — 3.

К какой группе относится сказка, фрагмент которой приведён ниже? Приведите аргументы.

1. Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою — они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили. («Белая уточка»)

Ответ: волшебная.

2. Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел — ему всё ещё хотелось есть. Купил другой калач и съел — ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел — ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.

Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

— Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей. Мне бы надо сначала съесть одну баранку. («Три калача и одна баранка»)

Ответ: бытовая.

3. Бежит петушок по дороге, а навстречу ему волк. «Петушок, петушок, куда ты идёшь?» — «К барину, жерновки доставать». — «Возьми меня с собой». — «Полезай ко мне в рот!..» Влез волк петушку в рот, и побежал петушок дальше. Бежит петушок по дороге, а навстречу ему медведь... («Сказка о жерновках»)

Ответ: о животных.

К заданию 4 дайте связный ответ в объёме 3 — 5 предложений.

4. Как вы понимаете высказывание: «Сказки о животных — бытовая энциклопедия людских пороков и недостатков»? Приведите примеры сказок.

Ответ: Животные в сказках олицетворяют реальных носителей человеческих пороков и недостатков в быту (жадность, глупость, хвастовство, жестокость, лицемерие…). Примеры сказок: «Лиса и волк», «Медведь и лиса», «Волк и коза» …

Вариант 2

Прочитайте приведённые ниже тексты и выполните задания 1 — 3.

К какой группе относится сказка, фрагмент которой приведён ниже? Приведите аргументы.

1. Попили, поели, настал черёд плясать. Василиса Премудрая подхватила Ивана-царевича и пошла. Уж она плясала, плясала, вертелась, вертелась — всем на диво. Махнула левым рукавом — вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву дались. («Царевна-лягушка»)

Ответ: волшебная.

2. Вот лиса на печке лежит да хвостом вертит... как узнать, где у волка хлеб? И ну искать; искала-искала да и нашла на избице у волка лукошко толокна да кринку масла, а сама опять на печку. Стук, стук, стук! Волк: «Лиса, кто-то стукается?» Лиса в ответ: «Волчонок-голубок! Тебя в кумы зовут, а меня в кумушки». — «Поди, лиса, а мне лихо». А лиса тому и рада: с печки скок да на избицу скок, а там масла лизнёт, толокна лизнёт... да на печку скок и лежит как ни в чём ни бывало. («Лиса-повитуха»)

Ответ: о животных.

3. — Да какое ж тебе жалованье положить? — спрашивает поп... А у двери висит на стенке рваная Маланьина кацавейка, вата клоками болтается. — Да вот, — говорит поп, — возьми кацавейку- то. Плоха-плоха, а всё годится хоть ноги прикрыть.

Только он это проговорил, а баба-то, как ошпарена, скок с лавки, середь избы стала, руки в боки. («Горшок»)

Ответ: бытовая.

К заданию 4 дайте связный ответ на вопрос в объёме 3 — 5 предложений.

4. Как вы понимаете высказывание: «Сказка исполнена веры в победу добра»? Приведите примеры сказок.

    Ответ: Принципом сказок является борьба добра со злом, утверждение правды и справедливости. В сказках добро побеждает зло. «Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», («Теремок») …