Проверочные работы по литературе 5 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2018
РАБОТА № 5. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. БОРОДИНО
Вариант 1
Прочитайте фрагмент произведения и выполните задания 1 — 6. Ответом к заданиям 1 — 5 является слово.
... Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень...
1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова имеет своеобразное обрамление: вторая и последняя строфы в нём перекликаются, а отдельные строки даже совпадают («богатыри — не вы!», «не отдали б Москвы»). Каким термином называют построение произведения, расположение его частей?
Ответ: композиция.
2. В речи солдата часто встречаются эмоциональные восклицания и вопросы («...уж постоим мы головою / За родину свою!», «...постой-ка, брат мусью!», «Что ж мы? на зимние квартиры?»). Как они называются?
Ответ: риторические.
3. Назовите приём усиления выразительности речи, основанный на повторе одинаковых звуков:
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки...
Ответ: звукопись.
4. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («поле грозной сечи»)?
Ответ: эпитет.
5. В стихотворении «Бородино» «хитрости» военной науки — отступление, перестрелка — противопоставлены русскому «рукопашному бою» — «бой удалый». Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении?
Ответ: антитеза, контраст
Дайте связный ответ на вопрос 6 в объёме 5 — 10 предложений.
6. Каковы, с точки зрения поэта, основные черты русского национального характера и как они раскрыты в приведённом выше отрывке стихотворения?
Ответ: Целью автора было показать, насколько возросло самосознание людей, какой у них боевой настрой и стремление отстоять свою родину любой ценой, не уступив и клочка земли врагу. Михаилу Юрьевичу полностью удалось перевоплотиться в батарейца и его глазами взглянуть на события, происходившие во время Бородинской битвы. Рассказчик говорит то от своего имени, используя местоимение «я», то переходит на «мы», тем самым объединяя всю армию. При этом не чувствуется натянутости, солдат не растворяется в толпе, но ощущается единство народа. Бойцы сражаются, не только спасая свою жизнь, но и оберегая своих товарищей.
Вариант 2
Прочитайте фрагмент произведения и выполните задания 1 — 6. Ответом к заданиям 1 — 5 является слово.
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
1. Каким термином обозначается нарушение прямого порядка слов («дым летучий», «бой удалый»)?
Ответ: инверсия.
2. К какому художественному приёму прибегает поэт в строке: «Французы двинулись, как тучи»?
Ответ: сравнение.
3. Рассказывая о битве, поэт использует троп, основанный на принципе переноса свойств одних предметов или явлений на другие: «Звучал булат, картечь визжала...» Как называется этот троп?
Ответ: метафора.
4. Как называется приём художественного преувеличения, использованный в предложении: «И ядрам пролетать мешала / Гора кровавых тел ...»?
Ответ: гипербола.
5. Определите размер, которым написано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Запишите 1 — 2 строки, расставьте ударения, составьте схему.
Ответ: ямб.
Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5 — 10 предложений.
6. Каковы, с точки зрения поэта, основные черты русского национального характера и как они раскрыты в приведённом выше отрывке стихотворения?
Ответ: …