Проверочные работы по литературе 6 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019
Проверочная работа 14. А. П. Платонов. Неизвестный цветок
Вариант 1
• Прочитайте фрагмент сказки-были А. П. Платонова «Неизвестный цветок» и дайте развёрнутый ответ на вопросы 1 — 3 в объёме 5 — 10 предложений каждый.
... И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.
На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шёл с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, её давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который всё грустил по своей матери — розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.
«Может, это цветок скучает там по своей матери, как я», — подумала Даша.
Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда ещё не видела такого цветка — ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:
— Отчего ты такой?
— Не знаю, — ответил цветок.
— А отчего ты на других непохожий?
Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.
— Оттого, что мне трудно, — ответил цветок.
— А как тебя зовут? — спросила Даша.
— Меня никто не зовёт, — сказал маленький цветок, — я один живу.
Даша осмотрелась в пустыре.
— Тут камень, тут глина! — сказала она. — Как же ты один живёшь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?
— Не знаю, — ответил цветок.
Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку...
1. Расскажите, какими качествами наделил писатель своих героев — неизвестный цветок и девочку Дашу. Как эти качества раскрываются в приведённом фрагменте текста?
Ответ: ...
2. Как вы думаете, почему автор не дал цветку никакого названия (имени)? Поделитесь своими рассуждениями об этом.
Ответ: ...
3. Сказка-быль А. П. Платонова «Неизвестный цветок» напоминает притчу — небольшое повествовательное произведение назидательного характера, заключающее е себе нравственное поучение. Какой урок извлекли вы, прочитав это произведение?
Ответ: ...
Вариант 2
• Прочитайте фрагмент сказки-были А. П. Платонова «Неизвестный цветок» и дайте развёрнутый ответ на вопросы 1 — 3 в объёме 5 — 10 предложений каждый.
Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.
А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.
Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.
Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась.
Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок — такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и ещё прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что он жил в камне.
Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовёт её к себе безмолвным голосом своего благоухания.
1. Расскажите, какими качествами наделил писатель одного из героев сказки-были — девочку Дашу. Как эти качества раскрываются в приведённом фрагменте текста?
Ответ: ...
2. Как в финале произведения А. П. Платонова утверждается дорогая писателю мысль о том, что жизнь не может исчезнуть, что в ней происходит вечный круговорот?
Ответ: ...
3. Известно, что А. П. Платонов написал сказку-быль «Неизвестный цветок» незадолго до смерти — в 1950 году. Поэтому её можно рассматривать как духовное завещание писателя. Как вы считаете, о чём должен задуматься читатель?
Ответ: ...