Проверочные работы по литературе 6 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019
Проверочная работа 16. В. П. Астафьев. Конь с розовой гривой
Вариант 1
Выполните задания 1 — 7 к произведению В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
• Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или словосочетание.
1. Укажите название произведения В. П. Астафьева, в которое вошло произведение «Конь с розовой гривой».
Ответ: ...
2. Каким термином называют тонкую, скрытую насмешку? Например, дядю Левонтия рассказчик представляет необыкновенным человеком, потому что он «плавал когда-то по морям» и ещё потому, что «день после получки» он превращал в сказочный день для детей, но при этом замечает, что в соседнем доме не было ничего — только «одни ребятишки».
Ответ: ...
3. В размышлениях героя встречаются вопросы, которые не требуют ответа.
«Оттуда, из-за моста, должна приплыть бабушка. Что только будет! И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить. ... А теперь что? Надеяться теперь не на что. Разве что на нечаянное какое избавление. Может, лодка опрокинется и бабушка утонет? Нет уж, лучше пусть не опрокидывается. Мама утонула. Чего хорошего? Я нынче сирота. Несчастный человек».
Как называются эти вопросы?
Ответ: ...
4. Как называется средство изображения героя, состоящее из описания его внешности: «... И тут я увидел сидящего на беседке ещё одного человека. Полушалок на голове, концы его пропущены под мышки и крест-накрест завязаны на спине. Под полушалком крашенная в бордовый цвет кофта. Вынималась эта кофта из сундука по большим праздникам и по случаю поездки в город...»?
Ответ: ...
5. Укажите термин, которым называют завершающую часть произведения, где разрешается конфликт: «Было покойно в избе, однако всё ещё тяжело. Не зная, что делать, как дальше жить, я разглаживал заплатку на штанах, вытягивал из неё нитки. А когда поднял голову, увидел перед собой... По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой. — Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато ещё когда обманешь бабушку...»
Ответ: ...
• К заданиям 6 и 7 дайте развёрнутый ответ в объёме 5 — 10 предложений каждый.
6. Расскажите о событиях, которые произошли с героем и предшествовали таким его мыслям: «... Что только будет?» — терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой “андельский” не снисходил ... хотя бабушка, перекрестив на ночь, желала мне не какого-нибудь, а самого что ни на есть “андельского”, тихого сна».
Ответ: ...
7. Какова, по-вашему, главная мысль произведения?
Ответ: ...
Вариант 2
Выполните задания 1 — 7 к произведению В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
• Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или словосочетание.
1. Укажите жанр произведения В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Ответ: ...
2. Укажите термин, которым обозначается описание природы в художественном произведении.
«День был ясный, летний. Сверху пекло. Возле поскотины клонились к земле рябенькие кукушкины башмачки. На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики, и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки-граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они надолго замирали, выставив мохнатые зады, должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве».
Ответ: ...
3. Обратитесь к приведённому в задании 2 фрагменту произведения, в котором природа наделяется свойствами человека: пчёлы слышат, как звенят колокольчики, осинник млеет от жары. Укажите название этого приёма.
Ответ: ...
4. Герой произведения и «левонтьевские» ребята противопоставлены друг другу, например,
«Я брал (землянику) старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска стакана на два-три». Они хитрят, ябедничают друг на друга, дерутся: «Бьются братья богатырские, катаются по земле, всю землянику раздавили».
Как называется приём резкого противопоставления?
Ответ: ...
5. Как называются слова, выходящие за рамки литературного языка, например, «Даже дед не выдержал бабушкиных речей и моего полного раскаянья. Ушёл. Ушёл, скрылся, задымив цигаркой, дескать, мне тут ни помочь, ни совладать, Бог пособляй тебе, внучек... Бабушка устала, выдохлась, а может, и почуяла, что уж того она, лишковато всё ж меня громила»?
Ответ: ...
• К заданиям 6 и 7 дайте развёрнутый ответ в объёме 5 — 10 предложений каждый.
6. Расскажите, о каком «плутовстве» сожалеет и в чём раскаивается герой произведения В. П. Астафьева.
И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня ещё уведёт, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету...
Ответ: ...
7. Что вы узнали о жизни сибирской деревни 30-х годов XX века?
Ответ: ...