Проверочные работы по литературе 6 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Проверочная работа 18. В. М. Шукшин. Срезал, Критики

Вариант 1

• Выполните задания 1 — 6. Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или словосочетание.

1. Каким термином обозначается предшествующая завязке часть сюжета литературного произведения, предоставляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых будет развиваться сюжет, и знакомящая с героями? Например, «Деду было семьдесят три, Петьке, внуку, — тринадцать. Дед был сухой и нервный и страдал глухотой. Петька, не по возрасту самостоятельный и длинный, был стыдлив и упрям. Они дружили» («Критики»).

Ответ: ...

2. Как называется форма речи, представляющая собой разговор двух и более лиц? Например,

— Ну, и как насчёт первичности?..

— Какой первичности? — ... не понял кандидат. И внимательно посмотрел на Глеба. И все посмотрели на Глеба.

— Первичности духа и материи. — Глеб бросил перчатку. Глеб как бы стал в небрежную позу и ждал, когда перчатку поднимут.

Кандидат поднял перчатку.

— Как всегда, — сказал он с улыбкой. — Материя первична...

— А дух?

— А дух — потом. А что?.. («Срезал»).

Ответ: ...

3. В рассказе «Срезал» главный герой — Глеб Капустин — противопоставлен остальным героям — мужикам, которые его сопровождают, и хозяевам. Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении?

Ответ: ...

4. Как называются восклицания и вопросы, не требующие ответа?

«Петька до последнего момента не понимал, что происходит. Но когда Кибяков и отец стали поднимать деда, он понял, что деда сейчас поведут в каталажку. Он громко заплакал и кинулся защищать его:

— Куда вы его?! Деда, куда они тебя!.. Не надо, тять, не давай!..»

Ответ: ...

5. Каким термином обозначается завершающая часть произведения, в которой происходит разрешение конфликта? Например, «Петька вспомнил, что это она, тётя, привела милиционера, грубо оттолкнул её от себя, залез на печку и там долго ещё горько плакал, уткнувшись лицом в подушку» («Критики»).

Ответ: ...

6. Выберите одно из предложенных ниже заданий и напишите развёрнутый ответ в формате сочинения. Сочинение необходимо писать в тетради для творческих работ.

1) Почему героев рассказов В. М. Шукшина называют «странными людьми», «чудиками»? (На примере одного из прочитанных рассказов по выбору ученика)

2) Кто из шукшинских героев вызвал у вас симпатию, а кто — неприязнь? Почему?

3) В чём состоит смысл названия рассказа «Критики»? Только ли деда Тимофея Макарыча и его внука Петьку можно назвать «критиками»?

4) Почему научные (рассказ «Срезал») и культурные (рассказ «Критики») поединки шукшинских героев не только вызывают у читателей улыбку, но и заставляют задуматься о серьёзных вещах?

5) В. М. Шукшин мечтал о таком искусстве, которое будет «совершенствовать человека». Что это значит, по- вашему? Удалось ли это самому писателю? (На примере одного из прочитанных рассказов по выбору ученика)

Вариант 2

• Выполните задания 1 — 6. Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или словосочетание.

1. В рассказе «Критики» дед Тимофей Макарыч и Петька противопоставлены всем остальным членам семьи. Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении?

Ответ: ...

2. Как называется форма речи, являющаяся средством характеристики персонажа? Например,

— Сейчас же люди-то другие стали!

— Чего это они другие-то стали? Всегда люди одинаковые. Ты у нас много видел таких дурачков?

— Это же кино всё-таки. Нельзя же сравнивать.

— Я и не сравниваю. Я говорю, что парень непохожий, вот и всё, — стоял на своём дед.

— Так всем же глянется! Смеялись же! Я даже и то смеялся.

— Ты маленький ишо, поэтому тебе всё смешно. Я вот небось не засмеюсь где попало («Критики»).

Ответ: ...

3. В речи шукшинского героя встречаются слова, выходящие за рамки норм литературного языка (например, в задании 2: «ишо», «небось», «глянется»). Как они называются?

Ответ: ...

4. В сюжете произведения наступает момент, когда столкновение героев достигает наивысшего напряжения и происходит решающее столкновение между их характерами и устремлениями. Как называется этот элемент сюжета? Например, «Приглашаете жену посмеяться? — спросил Глеб...

— Хорошее дело... Только, может быть, мы сперва научимся хотя бы газеты читать? А? Как думаете? Говорят, кандидатам это тоже не мешает... позвольте вам заметить, господин кандидат, что кандидатство — это ведь не костюм, который купил — и раз и навсегда. Но даже костюм и то надо иногда чистить. А кандидатство, если уж мы договорились, что это не костюм, тем более надо... поддерживать. — Глеб говорил негромко, но напористо и без передышки — его несло. На кандидата было неловко смотреть: он явно растерялся, смотрел то на жену, то на Глеба, то на мужиков...» («Срезал»).

Ответ: ...

5. В речи героя (см. задание 4) встречаются вопросы, которые не предполагают ответов собеседника. Как они называются?

Ответ: ...

6. Выберите одно из предложенных ниже заданий и напишите развёрнутый ответ в формате сочинения. Сочинение необходимо писать в тетради для творческих работ.

1) Почему героев рассказов В. М. Шукшина называют «странными людьми», «чудиками»? (На примере одного из прочитанных рассказов по выбору ученика)

2) Кто из шукшинских героев вызвал у вас симпатию, а кто — неприязнь? Почему?

3) В чём состоит смысл названия рассказа «Критики»? Только ли деда Тимофея Макарыча и его внука Петьку можно назвать «критиками»?

4) Почему научные (рассказ «Срезал») и культурные (рассказ «Критики») поединки шукшинских героев не только вызывают у читателей улыбку, но и заставляют задуматься о серьёзных вещах?

5) В. М. Шукшин мечтал о таком искусстве, которое будет «совершенствовать человека». Что это значит, по- вашему? Удалось ли это самому писателю? (На примере одного из прочитанных рассказов по выбору ученика)