Проверочные работы по литературе 6 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Проверочная работа 5. А. С. Пушкин. Дубровский

Вариант 1

• Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания 1 — 6. Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или цифра.

«Итак, всё кончено, — сказал он сам себе, — ещё утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты ... Нет! нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». Владимир стиснул зубы, страшные мысли рождались в уме его. Голоса подьячих доходили до него, они хозяйничали, требовали то того, то другого и неприятно развлекали его среди печальных его размышлений. Наконец всё утихло.

Владимир отпер комоды и ящики, занялся разбором бумаг покойного. Они большею частию состояли из хозяйственных счетов и переписки по разным делам. Владимир разорвал их, не читая. Между ими попался ему пакет с надписью: письма моей жены. С сильным движением чувства Владимир принялся за них: они писаны были во время Турецкого похода и были адресованы в армию из Кистенёвки. Она описывала ему свою пустынную жизнь, хозяйственные занятия, с нежностию сетовала на разлуку и призывала его домой, в объятия доброй подруги; в одном из них она изъявляла ему своё беспокойство насчёт здоровья маленького Владимира; в другом она радовалась его ранним способностям и предвидела для него счастливую и блестящую будущность. Владимир зачитался и позабыл всё на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастия, и не заметил, как прошло время, стенные часы пробили одиннадцать. Владимир положил письма в карман, взял свечу и вышел из кабинета. В зале приказные спали на полу. На столе стояли стаканы, ими опорожнённые, и сильный дух рома слышался по всей комнате. Владимир с отвращением прошёл мимо их в переднюю — двери были заперты. Не нашед ключа, Владимир возвратился в залу, — ключ лежал на столе, Владимир отворил дверь и наткнулся на человека, прижавшегося в угол — топор блестел у него, и, обратясь к нему со свечою, Владимир узнал Архипа-кузнеца. «Зачем ты здесь?» — спросил он. «Ах, Владимир Андреевич, это вы, — отвечал Архип пошепту, — господь помилуй и спаси! хорошо, что вы шли со свечою!» Владимир глядел на него с изумлением. «Что ты здесь притаился?» — спросил он кузнеца.

— Я хотел... я пришёл... было проведать, все ли дома, — тихо отвечал Архип, запинаясь.

— А зачем с тобою топор?

— Топор-то зачем? Да как же без топора нонече и ходить. Эти приказные такие, вишь, озорники — того и гляди...

1. К какому жанру относится произведение А. С. Пушкина «Дубровский»?

Ответ: ...

2. Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении («мир семейственного счастия», т. е. счастливый дом в прошлом и «печальный дом» в настоящем)?

Ответ: ...

3. К какому средству художественной изобразительности прибегает автор, характеризуя состояние героя: «страшные мысли», «сильное движение чувства»?

Ответ: ...

4. Одним из средств создания образов героев в художественном произведении является разговор между двумя и несколькими лицами (в данном фрагменте между Владимиром и Архипом). Как называется такой приём?

Ответ: ...

5. Установите соответствие между тремя персонажами произведения и их действиями, и поступками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Персонажи

A) Троекуров

Б) Верейский

B) Дубровский- отец

Действия и поступки

1) «Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума»

2) «...сидел в углу проезжий с видом смиренным и терпеливым, обличавшим разночинца или иностранца... Проезжий не спрашивал себе ни чаю, ни кофию, поглядывал в окно и посвистывал к великому неудовольствию смотрительши...»

3) «... глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал, и, схватив чернильницу, пустил ею в заседателя»

4) «... не теряя присутствия духа, вынул... дорожный пистолет и выстрелил... не теряя ни минуты, вынул другой пистолет, но ему не дали времени выстрелить, дверцы растворились, и несколько сильных рук вытащили его... и вырвали у него пистолет...»

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




• К заданию 6 дайте связный ответ на вопрос в объёме 5 — 10 предложений.

6. Объясните, почему Владимир Дубровский вынужден оставить родной дом?

Ответ: ...

7. Какие черты характера героя проявляются в данном фрагменте? Свой ответ аргументируйте.

Ответ: ...

8. Расскажите о событиях, которые последовали непосредственно за диалогом Владимира и Архипа.

Ответ: ...

Вариант 2

• Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения А. С. Пушкина «Дубровский» и выполните задания 1 — 8. Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или цифра.

... Лучшею шуткою почиталась у Кирила Петровича следующая.

Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его верёвкою за кольцо, ввинченное в стену. Верёвка была длиною почти во всю комнату, так что один только противупо- ложный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол, но принуждён был иногда целых три часа стоять, прижавшись к стене и видеть, как разъярённый зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до него дотянуться. Таковы были благородные увеселения русского барина! Несколько дней спустя после приезда учителя, Кирила Петрович вспомнил о нём и вознамерился угостить его в медвежьей комнате: для сего, призвав его однажды утром, повёл он его с собою тёмными коридорами; вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг вталкивают в неё француза и запирают её на ключ. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошёл на него... Француз не смутился, не побежал и ждал нападения. Медведь приближался, Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился. Всё сбежалось, двери отворились, Кирила Петрович вошёл, изумлённый развязкою своей шутки. Кирила Петрович хотел непременно объяснения всему делу: кто предварил Дефоржа о шутке, для него предуготовленной, или зачем у него в кармане был заряженный пистолет. Он послал за Машей, Маша прибежала и перевела французу вопросы отца.

— Я не слыхивал о медведе, — отвечал Дефорж, — но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званью, не могу требовать удовлетворения.

Маша смотрела на него с изумлением и перевела слова его Кирилу Петровичу. Кирила Петрович ничего не отвечал, велел вытащить медведя и снять с него шкуру; потом, обратясь к своим людям, сказал: «Каков молодец! не струсил, ей-богу, не струсил».

1. Назовите фамилию «русского барина» Кирила Петровича.

Ответ: ...

2. Как называется приём, к которому прибегает автор в произведении, противопоставляя самодурство и жестокость власть имущих людям, сохраняющим высокое человеческое достоинство, не желающим «терпеть обиду»?

Ответ: ...

3. Какое средство художественной изобразительности использует автор, рассказывая о забаве Кирила Петровича: «страшный зверь», «несчастная жертва», «бедный гость»?

Ответ: ...

4. Автор так пишет о занятиях Кирила Петровича: «благородные увеселения русского барина». Как называется приём, основанный на скрытой насмешке?

Ответ: ...

5. Установите соответствие между тремя персонажами произведения и их характеристикой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Персонажи

A) Дефорж

Б) Верейский

B) Дубровский-сын

Характеристика

1) «От природы не был он корыстолюбив, желания мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала... и победа не радовала его сердце...»

2) «... было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее... наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность... Он ... непрестанно скучал...»

3) «...сидел в углу ...с видом смиренным и терпеливым, обличавшим разночинца или иностранца, то есть человека, не имеющего голоса на почтовом тракте. Бричка его стояла на дворе... В ней лежал маленький чемодан, тощее доказательство не весьма достаточного состояния...»

4) «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту...»

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




• К заданиям 6 — 8 дайте связный ответ на вопрос в объёме 5 — 10 предложений.

6. Какие качества героев раскрываются в данном эпизоде? Свой ответ аргументируйте.

Ответ: ...

7. Как вы понимаете выражение: «благородные увеселения русского барина»?

Ответ: ...

8. Как изменилось отношение Маши к учителю, который до истории с медведем был «для неё род слуги или мастерового»?

Ответ: ...