Проверочные работы по литературе 7 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019
Проверочная работа № 5.А. С. Пушкин
«Песнь о вещем Олеге»
1. По жанру «Песнь о вещем Олеге» является
а) балладой
б) былиной
в) исторической песней
Ответ: ...
2. Что послужило источником для создания «Песни о вещем Олеге»?
а) «Повесть временных лет»
б) «История государства Российского» Н. М. Карамзина
в) древнерусская былина
Ответ: ...
3. Объясните значение следующих слов:
вещий ...
чело ...
секира ...
жребий ...
сеча ...
праща ...
4. Какое событие «Песни...» можно назвать её кульминацией?
а) предсказание кудесника
б) исполнение предсказания
в) гибель коня
Ответ: ...
5. Песнь — древний способ прославления. За что славит поэт князя?
Ответ: ...
6. Как в произведении решается проблема судьбы?
Ответ: ...
• Прочитайте фрагмент «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина и ответьте на вопросы 7 — 12.
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из тёмного леса навстречу ему
Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землёю?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмёшь ты коня».
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово моё:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего».
Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
7. Какое изобразительно-выразительное средство использовано поэтом при описании судьбы князя: «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель»?
Ответ: ...
8. Какой художественный приём использует автор, повторяя слова в начале стихотворных строк?
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
Ответ: ...
9. Выполняя просьбу князя, кудесник рассказывает о его будущем. Как называется развёрнутое высказывание персонажа?
Ответ: ...
10. Назовите художественное средство, заключающееся в одушевлении неодушевлённых предметов и явлений:
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Ответ: ...
11. Определите стихотворный размер, которым написана «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина.
Ответ: ...
12. Каким изображён кудесник в «Песне о вещем Олеге»? Можно ли считать этот образ аллегорией поэта? Дайте прямой связный ответ (примерный объём 3 — 5 предложений).
Ответ: ...
«Медный всадник»
1. К какому жанру относится произведение А. С Пушкина «Медный всадник»? Какой подзаголовок дал автор своему произведению?
Ответ: ...
2. Почему литературоведы считают, что «Вступление» к «Медному всаднику» написано «словами оды», а основная часть поэмы — это эпический рассказ?
Ответ: ...
3. Каким показан Пётр I во «Вступлении» к поэме? Каким он предстаёт в дальнейшем повествовании? Меняется ли образ Петербурга на протяжении повествования? Для ответа на эти вопросы заполните таблицу.
Вступление |
Основная часть |
|
Пётр I |
||
Петербург |
4. Образ Медного всадника является олицетворением
а) величия и мудрости государственной власти
б) бессмысленной и жестокой силы самодержавия
в) справедливости и законности политического устройства страны
Ответ: ...
• Прочитайте фрагмент поэмы «Медный всадник» А. С. Пушкина и ответьте на вопросы 5 — 10.
Итак, домой пришед, Евгений
Стряхнул шинель, разделся, лёг.
Но долго он заснуть не мог
В волненье разных размышлений.
О чём же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость, и честь;
Что мог бы Бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
Что служит он всего два года;
Он также думал, что погода
Не унималась; что река
Всё прибывала; что едва ли
С Невы мостов уже не сняли
И что с Парашей будет он
Дни на два, на три разлучён.
Евгений тут вздохнул сердечно
И размечтался как поэт:
Жениться? Ну... зачем же нет?
Оно и тяжело, конечно,
Но что ж, он молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Он кое-как себе устроит
Приют смиренный и простой
И в нём Парашу успокоит.
«Пройдёт, быть может, год-другой —
Местечко получу — Параше
Препоручу хозяйство наше
И воспитание ребят...
И станем жить — и так до гроба
Рука с рукой дойдём мы оба
И внуки нас похоронят...»
Так он мечтал. И грустно было
Ему в ту ночь, и он желал,
Чтоб ветер выл не так уныло
И чтобы дождь в окно стучал
Не так сердито...
Сонны очи
Он наконец закрыл. И вот
Редеет мгла ненастной ночи
И бледный день уж настаёт...
5. Думая о службе, Евгений противопоставляет себя «праздным счастливцам». Как называется приём противопоставления в художественном произведении?
Ответ: ...
6. Размышления и мечты Евгения сопровождаются картинами ненастной ночи. Каким термином обозначают описание природы в художественном произведении?
Ответ: ...
7. Подчёркивая обеспокоенность Евгения непогодой, поэт повторяет одни и те же слова:
...он желал,
Чтоб ветер выл не так уныло
И чтобы дождь в окно стучал
Не так сердито...
Назовите этот приём.
Ответ: ...
8. Евгений задаёт себе вопросы, не требующие ответа, но подчёркивающие его обеспокоенное состояние. Как называются такие вопросы?
Ответ: ...
9. Давая образные определения своему будущему дому — «приют смиренный и простой», поэт использует такое средство художественной изобразительности, как ...
Ответ: ...
10. Какие черты «маленького человека» раскрываются в размышлениях Евгения о его жизненных ценностях и планах? Дайте прямой связный ответ (примерный объём 3 — 5 предложений).
Ответ: ...
«Станционный смотритель»
1. В какой цикл пушкинских повестей входит «Станционный смотритель»?
Ответ: ...
2. Какова тема повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»?
Ответ: ...
3. Как картины, висевшие в доме Вырина, оказались связаны с дальнейшим повествованием?
Ответ: ...
• Прочитайте фрагмент повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и ответьте на вопросы 4 — 8.
День был жаркий. В трёх верстах от станции *** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. По приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая спросить себе чаю. «Эй, Дуня! — закричал смотритель, — поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота её меня поразила. «Это твоя дочка?» — спросил я смотрителя. «Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия, — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать». Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окружённый ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочёл я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, так же, как и горшки с бальзамином, и кровать с пёстрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах.
Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведённое ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет. Я предложил отцу её стакан пуншу; Дуне подал я чашку чаю, и мы втроём начали беседовать, как будто век были знакомы.
4. Как называется описание внешности человека в художественном произведении: «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах»?
Ответ: ...
5. В повести счастье Дуни противопоставлено несчастью её отца. Как называется в литературоведении приём противопоставления образов, понятий, явлений?
Ответ: ...
6. Какой приём использует автор, описывая обстановку жилища станционного смотрителя: «горшки с бальзамином, и кровать с пёстрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие»?
Ответ: ...
7. Каким термином называется последовательность и связь событий в литературном произведении?
Ответ: ...
8. Какой приём использует автор, вкладывая в слово «диктатор», прозвучавшее в эпиграфе, прямо противоположный смысл?
Ответ: ...
• Дайте прямой связный ответ на ОДИН из предложенных ниже вопросов (примерный объём 3 — 5 предложений).
9. Что общего в судьбе дочери Самсона Вырина и блудного сына из притчи?
Ответ: ...
10. К какому типу литературного героя можно отнести Самсона Вырина? Свой ответ обоснуйте.
Ответ: ...