Проверочные работы по литературе 7 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Проверочная работа № 5.А. С. Пушкин

«Песнь о вещем Олеге»

1. По жанру «Песнь о вещем Олеге» является

а) балладой

б) былиной

в) исторической песней

Ответ: ...

2. Что послужило источником для создания «Песни о вещем Олеге»?

а) «Повесть временных лет»

б) «История государства Российского» Н. М. Карамзина

в) древнерусская былина

Ответ: ...

3. Объясните значение следующих слов:

вещий ...

чело ...

секира ...

жребий ...

сеча ...

праща ...

4. Какое событие «Песни...» можно назвать её кульминацией?

а) предсказание кудесника

б) исполнение предсказания

в) гибель коня

Ответ: ...

5. Песнь — древний способ прославления. За что славит поэт князя?

Ответ: ...

6. Как в произведении решается проблема судьбы?

Ответ: ...

• Прочитайте фрагмент «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина и ответьте на вопросы 7 — 12.

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам,

Их сёла и нивы за буйный набег

Обрёк он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

Из тёмного леса навстречу ему

Идёт вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век.

И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землёю?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмёшь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово моё:

Воителю слава — отрада;

Победой прославлено имя твоё;

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы...

Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего...

Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся — однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчаньи, рукой опершись на седло,

С коня он слезает, угрюмый;

И верного друга прощальной рукой

И гладит и треплет по шее крутой.

7. Какое изобразительно-выразительное средство использовано поэтом при описании судьбы князя: «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель»?

Ответ: ...

8. Какой художественный приём использует автор, повторяя слова в начале стихотворных строк?

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю.

Ответ: ...

9. Выполняя просьбу князя, кудесник рассказывает о его будущем. Как называется развёрнутое высказывание персонажа?

Ответ: ...

10. Назовите художественное средство, заключающееся в одушевлении неодушевлённых предметов и явлений:

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Ответ: ...

11. Определите стихотворный размер, которым написана «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина.

Ответ: ...

12. Каким изображён кудесник в «Песне о вещем Олеге»? Можно ли считать этот образ аллегорией поэта? Дайте прямой связный ответ (примерный объём 3 — 5 предложений).

Ответ: ...

«Медный всадник»

1. К какому жанру относится произведение А. С Пушкина «Медный всадник»? Какой подзаголовок дал автор своему произведению?

Ответ: ...

2. Почему литературоведы считают, что «Вступление» к «Медному всаднику» написано «словами оды», а основная часть поэмы — это эпический рассказ?

Ответ: ...

3. Каким показан Пётр I во «Вступлении» к поэме? Каким он предстаёт в дальнейшем повествовании? Меняется ли образ Петербурга на протяжении повествования? Для ответа на эти вопросы заполните таблицу.


Вступление

Основная часть

Пётр I



Петербург



4. Образ Медного всадника является олицетворением

а) величия и мудрости государственной власти

б) бессмысленной и жестокой силы самодержавия

в) справедливости и законности политического устройства страны

Ответ: ...

• Прочитайте фрагмент поэмы «Медный всадник» А. С. Пушкина и ответьте на вопросы 5 — 10.

Итак, домой пришед, Евгений

Стряхнул шинель, разделся, лёг.

Но долго он заснуть не мог

В волненье разных размышлений.

О чём же думал он? о том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость, и честь;

Что мог бы Бог ему прибавить

Ума и денег. Что ведь есть

Такие праздные счастливцы,

Ума недальнего ленивцы,

Которым жизнь куда легка!

Что служит он всего два года;

Он также думал, что погода

Не унималась; что река

Всё прибывала; что едва ли

С Невы мостов уже не сняли

И что с Парашей будет он

Дни на два, на три разлучён.

Евгений тут вздохнул сердечно

И размечтался как поэт:

Жениться? Ну... зачем же нет?

Оно и тяжело, конечно,

Но что ж, он молод и здоров,

Трудиться день и ночь готов;

Он кое-как себе устроит

Приют смиренный и простой

И в нём Парашу успокоит.

«Пройдёт, быть может, год-другой —

Местечко получу — Параше

Препоручу хозяйство наше

И воспитание ребят...

И станем жить — и так до гроба

Рука с рукой дойдём мы оба

И внуки нас похоронят...»

Так он мечтал. И грустно было

Ему в ту ночь, и он желал,

Чтоб ветер выл не так уныло

И чтобы дождь в окно стучал

Не так сердито...

Сонны очи

Он наконец закрыл. И вот

Редеет мгла ненастной ночи

И бледный день уж настаёт...

5. Думая о службе, Евгений противопоставляет себя «праздным счастливцам». Как называется приём противопоставления в художественном произведении?

Ответ: ...

6. Размышления и мечты Евгения сопровождаются картинами ненастной ночи. Каким термином обозначают описание природы в художественном произведении?

Ответ: ...

7. Подчёркивая обеспокоенность Евгения непогодой, поэт повторяет одни и те же слова:

...он желал,

Чтоб ветер выл не так уныло

И чтобы дождь в окно стучал

Не так сердито...

Назовите этот приём.

Ответ: ...

8. Евгений задаёт себе вопросы, не требующие ответа, но подчёркивающие его обеспокоенное состояние. Как называются такие вопросы?

Ответ: ...

9. Давая образные определения своему будущему дому — «приют смиренный и простой», поэт использует такое средство художественной изобразительности, как ...

Ответ: ...

10. Какие черты «маленького человека» раскрываются в размышлениях Евгения о его жизненных ценностях и планах? Дайте прямой связный ответ (примерный объём 3 — 5 предложений).

Ответ: ...

«Станционный смотритель»

1. В какой цикл пушкинских повестей входит «Станционный смотритель»?

Ответ: ...

2. Какова тема повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»?

Ответ: ...

3. Как картины, висевшие в доме Вырина, оказались связаны с дальнейшим повествованием?

Ответ: ...

• Прочитайте фрагмент повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и ответьте на вопросы 4 — 8.

День был жаркий. В трёх верстах от станции *** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. По приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая спросить себе чаю. «Эй, Дуня! — закричал смотритель, — поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота её меня поразила. «Это твоя дочка?» — спросил я смотрителя. «Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия, — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать». Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окружённый ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочёл я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, так же, как и горшки с бальзамином, и кровать с пёстрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах.

Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведённое ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет. Я предложил отцу её стакан пуншу; Дуне подал я чашку чаю, и мы втроём начали беседовать, как будто век были знакомы.

4. Как называется описание внешности человека в художественном произведении: «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах»?

Ответ: ...

5. В повести счастье Дуни противопоставлено несчастью её отца. Как называется в литературоведении приём противопоставления образов, понятий, явлений?

Ответ: ...

6. Какой приём использует автор, описывая обстановку жилища станционного смотрителя: «горшки с бальзамином, и кровать с пёстрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие»?

Ответ: ...

7. Каким термином называется последовательность и связь событий в литературном произведении?

Ответ: ...

8. Какой приём использует автор, вкладывая в слово «диктатор», прозвучавшее в эпиграфе, прямо противоположный смысл?

Ответ: ...

• Дайте прямой связный ответ на ОДИН из предложенных ниже вопросов (примерный объём 3 — 5 предложений).

9. Что общего в судьбе дочери Самсона Вырина и блудного сына из притчи?

Ответ: ...

10. К какому типу литературного героя можно отнести Самсона Вырина? Свой ответ обоснуйте.

Ответ: ...