Учимся писать сочинение 7 класс - Е. С. Бирючева 2019


Предисловие

Цель данного пособия — представить систему пошаговой подготовки к написанию сочинений в жанрах «биографический рассказ», «автобиография», «рецензия», «заочная экскурсия».

Данное пособие построено по тому же принципу, что и пособия для 5-го и 6-го класса:

— теория (классификация, подвиды, особенности композиционного построения и лексико-стилистические особенности);

— чтение, анализ и редактирование текстов различных жанров (композиционные и языковые особенности сочинений указанных жанров);

— упражнения на закрепление материала и самостоятельная работа по созданию собственных текстов (тренинги по написанию отдельных композиционных частей и целых текстов, отработке композиционных приёмов и др.) с опорой на представленные и дополненные учениками памятки-алгоритмы, рекомендации;

— презентация, обсуждение и оценка итогов работы, участие в проектной итоговой работе.

Каждый раздел включает в себя разнообразные упражнения, соответствующие представленному теоретическому материалу. Все задания расположены по принципу возрастающей трудности (от простого к сложному): чтение и анализ текстов заданных жанров, выявление основных жанровых особенностей, практикумы по отработке навыков.

Разделы Автобиография и Биографический рассказ продолжают (и углубляют) изучение жанра «рассказ», начатого в 6-м классе. Основной упор делается на изучении оригинальных видов композиции (кольцевая, обратная, остросюжетная, инверсионная и пр.).

Раздел Рецензия является вводной частью к более детальному изучению этого жанра в старшей школе, а также позволяет дифференцировать этот жанр от изученных ранее Отзыва и Аннотации.

Кроме того, в пособие включён новый жанр сочинения — заочная экскурсия. Здесь представлен спектр приёмов в экскурсионной речи: приём экскурсионной справки, цитирования, панорамного показа, зрительной реконструкции, сравнения и др. Данная система упражнений позволит ученикам отработать тот или иной приём в зависимости от поставленной цели.

Материал построен в соответствии с требованиями ФГОС ООО и Примерной Программы по русскому языку и литературе и направлен на то, чтобы помочь учащимся более свободно выражать свои мысли и чувства в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Материалом для упражнений служат художественные тексты русских писателей, ученические сочинения. Многие тексты объединены темой патриотизма и героизма во время Великой Отечественной войны.

Пособие предназначено для учеников средних общеобразовательных школ, учителей русского языка и литературы, подходит как для работы в классе, так и для самостоятельной работы учащихся.