Проверочные работы по литературе 8 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2020
Проверочная работа № 13. А. А. Блок. Лирика
• Прочитайте стихотворение А. А. Блока из цикла «На поле Куликовом» и выполните задания 1 — 9.
• Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, словосочетание или цифра.
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали...
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне...
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моём,
И падают светлые мысли,
Сожжённые тёмным огнём...
«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!
Вздымается конская грива...
За ветром взывают мечи...»
(31 июля 1908 г.)
1. В какой цикл, посвящённый знаменательному событию русской истории, входит приведённое стихотворение?
Ответ: «На поле Куликовом».
2. Укажите термин, которым обозначается звуковое совпадение концов стихотворных строк (могучей — туче; коне — вышине).
Ответ: рифма.
3. Назовите средство художественной выразительности, основанное на уподоблении соотносимых явлений:
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной.
Ответ: сравнение.
4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) метафора
2) гипербола
3) неологизмы
4) инверсия
5) анафора
Ответ:
1 |
4 |
5 |
5. Какое художественное средство использует поэт, наделяя неодушевлённые предметы и явления свойствами живых существ («взывают мечи»)?
Ответ: олицетворение.
6. К какому роду литературы относится приведённое выше стихотворение А. А. Блока?
Ответ: лирика.
7. Укажите размер, которым написано стихотворение А. А. Блока.
Ответ: ямб.
• Дайте развёрнутый ответ на вопросы 8 — 9 в объёме 4 — 6 предложений каждый, аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.
8. С какой целью Блок обращается к историческим событиям прошлого? Свой ответ обоснуйте, опираясь на текст стихотворения.
9. Прочитайте фрагмент стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». В чём можно сопоставить изображения великих событий русской истории в произведениях А. А. Блока и М. Ю. Лермонтова?
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Вот смерилось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны —
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
(1837г.)