Контрольные работы по литературе 9 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Предисловие

Данное пособие адресовано учащимся и учителю, работающему по учебно-методическому комплекту под редакцией В. Я. Коровиной.

В соответствии с программой и учебником «Литература. 9 класс» (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский) рекомендованы итоговые контрольные работы для проверки уровня сформированности читательской грамотности учащихся.

Заданиями разного уровня сложности проверяются знания о жизни и произведениях писателей, знания теоретико-литературных понятий, предусмотренных программой 9 класса, читательские умения и способы деятельности.

Каждая работа содержит 2 варианта заданий разного уровня сложности:

1. Задания с выбором ответа и с кратким ответом (базовый уровень сложности).

2. Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (базовый уровень сложности).

3. Задания сопоставительного характера — сопоставление предложенного текста с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в задании (повышенный уровень сложности).

4. Развёрнутый ответ на вопрос в формате сочинения (высокий уровень сложности).

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования заданиями указанных типов и уровней сложности проверяются следующие знания, умения и способы деятельности:

— знание содержания изученных литературных произведений, основных фактов жизни и творчества писателей;

— понимание ключевых проблем изученных произведений, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей, их современного звучания;

— умение формулировать тему, идею, нравственный пафос литературных произведений, умение характеризовать героев и сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

— нахождение в литературных произведениях элементов сюжета, композиции, выявление изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания (элементы филологического анализа);

— нахождение в художественном тексте незнакомых слов и определение их значения;

— умение писать ответ на проблемный вопрос с использованием собственного жизненного и читательского опыта, обращаясь к цитированию художественного текста.

Успешное освоение различных видов учебной деятельности, способность демонстрировать высокий уровень сформированности читательской культуры служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы к дальнейшему обучению.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

— осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

— восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

— обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

— воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

— развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

— овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;

— формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Оценка заданий

За основу критериев проверки ответов взяты критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом по литературе, принятые для итоговой аттестации школьников (ОГЭ и ЕГЭ).

В связи с этим необходимо отметить, что указание на объём (5 — 10 предложений) условно; оценка ответа зависит от его содержательности.