Проверочные работы по литературе 9 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019
Предисловие
Данное пособие адресовано учащимся и учителю, работающим по учебно-методическому комплекту под редакцией В. Я. Коровиной.
В соответствии с программой и учебником «Литература. 9 класс» (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский) рекомендованы проверочные работы для текущего контроля читательской грамотности учащихся.
Целью проведения проверочных работ является определение уровня сформированности знаний о произведениях писателей, их жизни и творчестве, а также читательских умений и способов деятельности.
Каждая работа содержит задания различного характера и формата, которые составлены на основе текстов и литературоведческих понятий, входящих в программу 9 класса.
В работах используются задания нескольких типов сложности:
1) задания базового уровня сложности с кратким ответом, позволяющие проверить усвоение теоретических понятий;
2) задания с кратким ответом на проблемный вопрос к предложенному тексту (базовый уровень сложности);
3) в отдельных вариантах предлагаются задания на сопоставление предложенного произведения или фрагмента с другим, текст которого также приведён в задании (повышенный уровень сложности);
4) развёрнутый ответ на вопрос в формате сочинения (высокий уровень сложности).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования заданиями указанных типов и уровней сложности проверяются следующие знания, умения и способы деятельности:
— знание содержания изученных литературных произведений, основных фактов жизни и творчества писателей;
— понимание ключевых проблем изученных произведений, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей, их современного звучания;
— умение формулировать тему, идею, нравственный пафос литературных произведений, умение характеризовать героев и сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
— нахождение в литературных произведениях элементов сюжета, композиции, выявление изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания (элементы филологического анализа);
— умение дать письменный ответ на проблемный вопрос с использованием собственного жизненного и читательского опыта, прибегая к цитированию художественного текста.
Успешное освоение различных видов учебной деятельности, способность демонстрировать высокий уровень сформированности читательской культуры служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы к дальнейшему обучению.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
— осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
— восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
— обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
— воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
— развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
— овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
— формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Оценка заданий
За основу критериев проверки ответов на проблемный вопрос взяты критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом по литературе, принятые для итоговой аттестации школьников (ОГЭ и ЕГЭ).
В связи с этим необходимо отметить, что
— указание на объём (5 — 10 предложений) условно; оценка ответа зависит от его содержательности;
— оценка по критерию «Следование нормам речи» осуществляется в том случае, если по основному критерию «Глубина понимания проблемы, предложенной в вопросе, и убедительность аргументов» учитель оценил работу в 2 или 3 балла;
— каждое из правильно выполненных заданий с кратким ответом оценивается 1 баллом.
Критерии проверки заданий с развёрнутым ответом, рекомендации к выставлению отметки учителем, а также ответы к заданиям представлены в конце пособия.