Проверочные работы по литературе 9 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Предисловие

Данное пособие адресовано учащимся и учителю, работающим по учебно-методическому комплекту под редакцией В. Я. Коровиной.

В соответствии с программой и учебником «Литература. 9 класс» (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский) рекомендованы проверочные работы для текущего контроля читательской грамотности учащихся.

Целью проведения проверочных работ является определение уровня сформированности знаний о произведениях писателей, их жизни и творчестве, а также читательских умений и способов деятельности.

Каждая работа содержит задания различного характера и формата, которые составлены на основе текстов и литературоведческих понятий, входящих в программу 9 класса.

В работах используются задания нескольких типов сложности:

1) задания базового уровня сложности с кратким ответом, позволяющие проверить усвоение теоретических понятий;

2) задания с кратким ответом на проблемный вопрос к предложенному тексту (базовый уровень сложности);

3) в отдельных вариантах предлагаются задания на сопоставление предложенного произведения или фрагмента с другим, текст которого также приведён в задании (повышенный уровень сложности);

4) развёрнутый ответ на вопрос в формате сочинения (высокий уровень сложности).

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования заданиями указанных типов и уровней сложности проверяются следующие знания, умения и способы деятельности:

— знание содержания изученных литературных произведений, основных фактов жизни и творчества писателей;

— понимание ключевых проблем изученных произведений, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей, их современного звучания;

— умение формулировать тему, идею, нравственный пафос литературных произведений, умение характеризовать героев и сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

— нахождение в литературных произведениях элементов сюжета, композиции, выявление изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания (элементы филологического анализа);

— умение дать письменный ответ на проблемный вопрос с использованием собственного жизненного и читательского опыта, прибегая к цитированию художественного текста.

Успешное освоение различных видов учебной деятельности, способность демонстрировать высокий уровень сформированности читательской культуры служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы к дальнейшему обучению.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

— осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

— восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

— обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

— воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

— развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

— овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;

— формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Оценка заданий

За основу критериев проверки ответов на проблемный вопрос взяты критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом по литературе, принятые для итоговой аттестации школьников (ОГЭ и ЕГЭ).

В связи с этим необходимо отметить, что

— указание на объём (5 — 10 предложений) условно; оценка ответа зависит от его содержательности;

— оценка по критерию «Следование нормам речи» осуществляется в том случае, если по основному критерию «Глубина понимания проблемы, предложенной в вопросе, и убедительность аргументов» учитель оценил работу в 2 или 3 балла;

— каждое из правильно выполненных заданий с кратким ответом оценивается 1 баллом.

Критерии проверки заданий с развёрнутым ответом, рекомендации к выставлению отметки учителем, а также ответы к заданиям представлены в конце пособия.