Проверочные работы по литературе 9 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Проверочная работа № 9.М. Ю. Лермонтов. Лирика

• Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» и выполните задания 1 — 5.

• Ответом к заданиям 1 — 4 является слово или словосочетание.

Родина

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям;

Просёлочным путём люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

С отрадой многим незнакомой

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

    (1841 г.)

1. С какой тематикой (дружеской, патриотической, вольнолюбивой, любовной) соотносится стихотворение М. Ю. Лермонтова?

Ответ: ...

2. С помощью какого художественного средства, представляющего собой образное определение, поэт характеризует свою любовь к Родине в первой строфе стихотворения?

Ответ: ...

3. Укажите название средства иносказательной выразительности, использованного поэтом в строке «И, взором медленным пронзая ночи тень».

Ответ: ...

4. Как называется положенный М. Ю. Лермонтовым в основу стихотворения приём, основанный на противопоставлении образов и понятий («рассудочная» любовь к Родине и естественное чувство вопреки рассудку)?

Ответ: ...

• Дайте развёрнутый ответ на ОДИН из предложенных ниже вопросов в объёме 5 — 10 предложений.

5а. Почему свою любовь к Родине поэт называет «странной»?

5б. Какую роль играет в создании образа Родины пейзаж? Какие оттенки настроения лирического героя он помогает почувствовать?

Ответ: ...

• Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Пророк» и выполните задания 6 — 10.

• Ответом к заданиям 6 — 9 является слово или словосочетание.

Пророк

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром Божьей пищи;

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звёзды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что Бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»

    (1841 г.)

6. Как называется приём перенесения признаков живых существ на неодушевлённые предметы и явления («И звёзды слушают меня, // Лучами радостно играя»)?

Ответ: ...

7. Какое средство художественной выразительности, основанное на сопоставлении предметов или явлений, использовано в третьей строфе для описания жизни лирического героя?

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром Божьей пищи.

Ответ: ...

8. К какому стилю речи относятся слова, встречающиеся в тексте стихотворения: «уста», «очи», «глава»?

Ответ: ...

9. Определите размер, которым написано стихотворение «Пророк».

Ответ: ...

• Дайте развёрнутый ответ на ОДИН из предложенных ниже вопросов в объёме 5 — 10 предложений.

10а. Каким предстаёт поэт-пророк в стихотворении М. Ю. Лермонтова? Почему люди отвергают его?

10б. Объясните смысл слова «пророк». Почему поэт назван М. Ю. Лермонтовым пророком?

Ответ: ...