Проверочные работы по литературе 9 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019
Проверочная работа № 19.М. И. Цветаева. Лирика
• Прочитайте приведённое ниже стихотворение М. И. Цветаевой «Бабушке» и выполните задания 1 — 5.
• Ответом к заданиям 1 — 4 является слово или словосочетание.
Бабушке
Продолговатый и твёрдый овал,
Чёрного платья раструбы...
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли...
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.
Тёмный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей — сколько? —
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж.
Тёмные звёзды погасли.
— Бабушка! — Этот жестокий мятеж
В сердце моём — не от вас ли?..
(1914 г.)
1. В стихотворении М. И. Цветаева подробно описывает внешность своей бабушки: «продолговатый и твёрдый овал», «надменные губы», «ледяное лицо», «тёмный, прямой и взыскательный взгляд» и другие не менее выразительные детали. Каким термином называют описание внешности героя, которое помогает расрыть его характер?
Ответ: ...
2. Рассказывая о судьбе «юной польки», М. И. Цветаева использует восклицательные и вопросительные предложения. Как называются эти фигуры речи?
Ответ: ...
3. Укажите название средства художественной изобразительности, основанного на принципе переноса свойств одних предметов или явлений на другие на основании их сходства («звёзды погасли», «жестокий мятеж // В сердце»).
Ответ: ...
4. Определите трёхсложный размер, которым написано стихотворение М. И. Цветаевой «Бабушке» (без указания количества стоп).
Ответ: ...
• Дайте развёрнутый ответ на ОДИН из предложенных ниже вопросов в объёме 5 — 10 предложений.
5а. Какие чувства лирической героини М. И. Цветаевой раскрываются в стихотворении «Бабушке»?
5б. Какую роль в стихотворении М. И. Цветаевой играют знаки препинания — вопросы, восклицания, тире и многоточие?
Ответ: ...
• Прочитайте приведённое ниже стихотворение М. И. Цветаевой «Идёшь, на меня похожий...» и выполните задания 6 — 10.
• Ответом к заданиям 6 — 9 является слово или словосочетание.
***
Идёшь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет, —
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя...
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились...
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, —
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли...
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
(1913 г.)
6. Как называется приём повторения слова или группы слов в начале стихотворных строк?
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Ответ: ...
7. Назовите средство художественной выразительности, состоящее в нарушении общепринятой последовательности слов, к которому иногда прибегает М. И. Цветаева («стебель дикий», «слепоты куриной»).
Ответ: ...
8. Как называется созвучие концов стихотворных строк (прохожий — тоже\ освещает — смущает)?
Ответ: ...
9. Своего далёкого потомка М. И. Цветаева увидела «в золотой пыли». Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности?
Ответ: ...
• Дайте развёрнутый ответ на ОДИН из предложенных ниже вопросов в объёме 5 — 10 предложений каждый.
10а. Какой предстаёт лирическая героиня М. И. Цветаевой в своём монологе с будущим читателем?
10б. Какую роль в стихотворении «Идёшь, на меня непохожий...» играют знаки препинания — восклицания, тире, многоточие?
Ответ: ...