Проверочные работы по литературе 9 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Проверочная работа № 2.М. В. Ломоносов. Лирика

• Прочитайте фрагмент «Оды на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и выполните задания 1 — 5.

• Ответом к заданиям 1 — 4 является слово или словосочетание.

Когда на трон Она вступила,

Как Вышний подал Ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец,

Тебя прияв облобызала:

«Мне полно тех побед, — сказала, —

Для коих крови льётся ток.

Я Россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый запад и восток».

Божественным устам приличен,

Монархиня, сей кроткий глас.

О коль достойно возвеличен

Сей день и тот блаженный час,

Когда от радостной премены

Петровы возвышали стены

До звёзд плескание и клик!

Когда Ты крест несла рукою

И на престол взвела с собою

Доброт Твоих прекрасный лик!

Чтоб слову с оными сравняться,

Достаток силы нашей мал;

Но мы не можем удержаться

От пения твоих похвал.

Твои щедроты ободряют

Наш дух и к бегу устремляют,

Как в понт пловца способный ветр

Чрез яры волны порывает;

Он брег с весельем оставляет;

Летит корма меж водных недр.

Молчите, пламенные звуки,

И колебать престаньте свет;

Здесь в мире расширять науки

Изволила Елисавет.

Вы, наглы вихри, не дерзайте

Реветь, но кротко разглашайте

Прекрасны наши времена.

В безмолвии внимай, вселенна:

Се хощет лира восхищенна

Гласить велики имена.

1. К какому стилю речи, по теории М. В. Ломоносова, относятся такие слова, как «уста», «глас», «внимать»?

Ответ: ...

2. Как называется образное художественное определение, использованное в следующих словосочетаниях: «кроткий глас», «блаженный час»?

Ответ: ...

3. Укажите термин, обозначающий художественный приём единоначатия — одинакового начала смежных или близко расположенных стихотворных строк:

Я Россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь.

Ответ: ...

4. Определите размер, которым написано произведение М. В. Ломоносова.

Ответ: ...

• Дайте развёрнутый ответ на ОДИН из предложенных ниже вопросов в объёме 5 — 10 предложений.

5а. Какие традиционные черты жанра оды нашли отражение в произведении М. В. Ломоносова?

5б. Охарактеризуйте образ императрицы, созданный М. В. Ломоносовым в оде.

Ответ: ...

• Прочитайте стихотворение М. В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» и выполните задания 6— 10.

• Ответом к заданиям 6 — 9 является слово или словосочетание.

Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы чёрна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна, звёзд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкой прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублён,

Теряюсь, мысльми утомлён!

Уста премудрых нам гласят:

Там разных множество светов;

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков:

Для общей славы божества

Там равна сила естества.

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встаёт заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малый вещи знак

Являет естества устав,

Вам путь известен всех планет;

Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мёрзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят,

Склонясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верьхи горят;

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ

О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Несведом тварей вам конец?

Скажите ж, коль велик Творец?

    (1743 г.)

6. В стихотворении автор задаёт вопросы, на которые не предполагает получить определённый ответ. Как называются такие вопросы?

Ответ: ...

7. Какой художественный приём, основанный на уподоблении одних предметов или явлений другим, положен в основу второй строфы стихотворения?

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкой прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублён,

Теряюсь, мысльми утомлён!

Ответ: ...

8. Как называются слова, вышедшие из активного языкового употребления («зрак», «уста», «зыблет»)?

Ответ: ...

9. Поэт наделяет явления природы человеческими свойствами:

С полночных стран встаёт заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Назовите этот художественный приём.

Ответ: ...

• Дайте развёрнутый ответ на ОДИН из предложенных ниже вопросов в объёме 5 — 10 предложений.

10а. Согласны ли вы с утверждением, что в этом стихотворении поэт и учёный предстают в нерасторжимом единстве? Свой ответ аргументируйте и подтвердите обращением к тексту.

10б. Какова главная мысль стихотворения М. В. Ломоносова? Ответ: ...