Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская лирика XX века
М. И. Цветаева. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Стихи к Блоку. Образ родины в лирическом цикле Стихи о Москве

    Цели: раскрыть учащимися традиции и новаторство в творческих поисках М. И. Цветаевой; показать особенности лирической героини стихотворений; выявить основную мысль цикла «Стихи о Москве» М. И. Цветаевой и указать средства объединения произведений в данный лирический цикл; совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умение сравнивать, обобщать, выразительно читать; воспитывать гражданскую позицию, читательскую культуру, эстетический вкус.

    Оборудование: тексты стихотворений М. И. Цветаевой, её портрет, иллюстрации к стихотворениям, музыкальные фонограммы.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о традициях и новаторстве творческих поисков М. И. Цветаевой; определяют основную мысль циклов «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку»; выразительно читают и комментируют стихотворения; анализируют их; принимают участие в аналитической работе.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Погружение в тему урока: постановка и решение проблемного вопроса

    • Как вы понимаете слова М. И. Цветаевой, характеризующие жизнь и творчество С. А. Есенина:

«...И не жалость — мало жил,

И не горечь — мало дал, —

Много жил — кто в наши жил

Дни, всё дал — кто песню дал»?

    • Можно ли этими же словами охарактеризовать жизнь и судьбу Марины Цветаевой? Своё мнение аргументируйте.

    2. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Творчество М. И. Цветаевой представляет собой особые законы жизни слова в художественном мире. И. А. Бродский назвал М. И. Цветаеву «самым искренним русским поэтом». Через всё её творчество лейтмотивом проходит поиск понимания: попытка, вслушиваясь в себя, рассказать людям о феномене Человека. Цветаевой удалось в стихах запечатлеть не только свою бунтующую душу, но и состояние своего современника, который был ввергнут в яростные социальные конфликты XX в., полного войнами и революциями, потребовавшими от человека предельного напряжения физических и душевных сил. Состояние это передано особыми поэтическими средствами, делающими поэзию М. И. Цветаевой неповторимой. Над её стихотворениями надо размышлять, лишь тогда будет понятна та «высокая простота», которая и отличает подлинную поэзию! Цветаева — поэт огромного таланта. Она писала о том, что видела, о тех, кого любила и уважала; но всё, о чём бы она ни писала, она пропускала через своё сердце, через свою душу. Так обратимся же к «поэзии души» и сердца, к драгоценным фактам биографии большого поэта. Мощь творчества Марины Цветаевой, масштабность её дарования, вернее сказать гениальности, только сейчас начинают осознаваться по-настоящему.

В рабочей тетради Цветаевой за 1940 — 1941 гг. есть перевод стихотворения Герша Вебера, строки которого удивительно созвучны её личной и поэтической судьбе.

На трудных тропах бытия

Мой спутник — молодость моя.

Бегут как дети по бокам

Ум с глупостью, в серёдке — сам.

А впереди — крылатый взмах:

Любовь на золотых крылах.

А этот шелест за спиной —

То поступь Вечности за мной.

«Поступь Вечности» действительно всё слышнее становится для нас в творчестве Цветаевой. Видимо, с годами эта поступь будет звучать всё отчётливее. Цветаева принадлежит к тем художникам, чей вклад в мировую литературу ещё предстоит оценить во всей полноте не только читателям, но и исследователям. Слова, когда-то сказанные Цветаевой о Владимире Маяковском, можно с полным основанием отнести и к ней самой: «...своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго ещё нас будет ждать».

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя «Образ Родины в лирике М. И. Цветаевой»

Произведения М. И. Цветаевой отмечены глубоким чувством Родины. Россия для неё — выражение духа бунтарства, непокорности, своеволия. Московская Русь, её цари и царицы, её кремлевские святыни, Смутное время, Лжедмитрий, вольница Степана Разина и, наконец, неприкаянная, кабацкая, подзаборная, каторжная Россия — всё это образы одной народной стихии:

Непотоптанный путь,

Непутёвый огонь, —

Ох, Родина —

Русь, Неподкованный конь!

Её стихи необычны и наполнены огромной силой переживания. ХХ век — эпоха, в которую творила Цветаева, — был насыщен множеством социальных потрясений, и поэтому вовсе не удивительно, что в литературе возникали совершенно новые, трагические мотивы. Но в этом сложном переплетении чувств и эмоций хорошо виден характер поэта, истоки которого в любви к Родине, к русскому слову, к русской истории, к русской культуре, к русской природе. Русская природа для М. И. Цветаевой — источник творчества. В описании пейзажа всегда подчеркивается его русскость:

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится.

Из сырости и шпал

Россию восстанавливаю.

Из сырости — и свай,

Из сырости — и серости.

Простите меня, мои горы!

Простите меня, мои реки!

Простите меня, мои нивы!

Простите меня, мои травы!

2. Аналитическая работа с текстами стихотворений «Тоска по родине! Давно.», «Родина»

а) Слово учителя

— Марина Цветаева 17 лет прожила вдали от Родины. Этот период в жизни и творчестве поэта стал величайшим испытанием! Отвечая в 1925 г. на вопросы анкеты, предложенной эмигрантам издававшимся в Праге русским журналом «Своими путями», Цветаева писала: «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию — может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри, — тот потеряет её лишь вместе с жизнью». Но, безмерно любящая родную землю, тоскующая в разлуке с нею, она предпочитает разлуку с Родиной измене собственным принципам, не соглашаясь с тем, что она называет «искажением лика» России. Покинув родную землю, Цветаева с Россией никогда не разлучалась — она носила её в сердце, продолжала ощущать кровную связь с нею.

    б) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленными учащимися стихотворений «Тоска по родине! Давно...», «Родина»

в) Аналитическая беседа

    • Почему «тоска по родине» названа «разоблачённой морокой»? В чём смысл этого неожиданного определения? Развивается или опровергается оно в стихотворении?

    • Каковы особенности эмоционального строя стихотворений?

    • Какие другие стихотворения М. И. Цветаевой, вызванные столь сильно выраженным здесь чувством, вы знаете?

    • Какие чувства поэта выражены в каждом из стихотворений?

    • Объясните смысл концовки стихотворения «Тоска по родине! Давно...» — его нарочитую оборванность, незавершённость.

3. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Стихи о Москве»

а) Слово учителя

— «Москва. как много в этом звуке // Для сердца русского слилось!» — писал А. С. Пушкин. Вслед за Пушкиным тема Москвы является одной из центральных в поэзии М. И. Цветаевой. Московские улицы, московский пейзаж — постоянный фон переживаний поэта, начиная с самых ранних стихотворений.

Центральное произведение М. И. Цветаевой, посвященное данной теме, — цикл «Стихи о Москве» (1916). Ощущая Москву частицей своей души, героиня готова вручить её, как и своё сердце, тому, кто достоин такого дара. Как наследство, завещает она Москву дочери (первое стихотворение цикла) и как дар дружбы — собрату по ремеслу (второе стихотворение цикла): «Из рук моих — нерукотворный град // Прими, мой странный, мой прекрасный брат».

    б) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленной учащейся стихотворения «Домики старой Москвы»

    в) Самостоятельная работа над идейно-художественным содержанием стихотворений цикла «Стихи о Москве» (в парах)

(На примере стихотворения «Домики старой Москвы» по плану, предложенному учителем (см. в уроке № 81).)

Презентация результатов работы

4. «Умники и умницы»: литературная викторина «Портреты» (работа в мини-группах)

На доске размещены портреты поэтов, которым Цветаева посвятила строки своих стихотворений (А. С. Пушкин, А. А. Блок, А. А. Ахматова, В. В. Маяковский).

    • Ответьте на вопросы, кому из поэтов М. И. Цветаева посвятила стихотворные строки.

Раздаточный материал

    1) Горенко — чья настоящая фамилия? Подсказка — стихи М. И. Цветаевой:

Мы коронованы тем, что одну с тобой

Мы землю топчем, что небо над нами — то же!

И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

      (А. А. Ахматовой)

    2) В каком произведении М. И. Цветаева говорит об этом поэте:

Имя твоё — птица в руке,

Имя твоё — льдинка на языке?

(В первом стихотворении цикла «Стихи к Блоку»)

    3) Чьи стихотворения в 1936 г. М. И. Цветаева переводила на французский язык с блестящим мастерством (до четырнадцати вариантов некоторых стихотворений)? (А. С. Пушкина)

    4) Кому из этих поэтов М. И. Цветаева хранила всю жизнь «высокую верность собрата» и посвятила этому современнику после его смерти цикл стихов? (В. В. Маяковскому)

5. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Стихи к Блоку»

а) Вступительное слово учителя

— Литературовед И. В. Семибратова пишет: «...пылко относится Цветаева к крупнейшим поэтам — своим современникам, причём здесь были важны даже не личные отношения, а знакомство прежде всего с их творчеством». Александр Блок был поэтическим кумиром Цветаевой. Она видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9-го и 14 мая 1920 года. Своё преклонение перед поэтом Цветаева пронесла через всю свою жизнь. Она преклонялась перед ним бесконечно, называя «сплошной совестью», воплощённым «духом», «рыцарем без укоризны».

    б) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

в) Беседа

    • Представляется ли Александр Блок в цикле стихов, посвящённых ему, таким, как называла его Цветаева?

    • Согласны ли вы с тем, что в таких стихах, как «Имя твое — птица в руке...», «Зверю берлога…», «неплодотворно искать реальные черты» А. А. Блока? Обоснуйте свой ответ. Что можно, на ваш взгляд, найти в этих стихах об их героях?

    • Как вы считаете, в чём «проявилась особенность душевной оптики Цветаевой» в цикле «Стихи к Блоку»? Как эта «особенность душевной оптики» определила «стилистику её произведений этого рода»?

    • Согласны ли вы с тем, что в циклах стихов к Блоку и Ахматовой создаются не только образы поэтов-петербуржцев, но и «свой образ Москвы»? Если да, то какой вы увидели Москву в этих циклах цветаевских стихов?

    • Можно ли, на ваш взгляд, по циклу «Стихи к Блоку» судить о том, кем себя ощущает среди современников поэт? Обоснуйте свой ответ.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

    • Какова лирическая героиня стихотворений М. И. Цветаевой? Какие автобиографические сведения вы нашли в её стихах?

    • Какие стихи М. И. Цветаевой, обращённые «к крупнейшим поэтам — своим современникам», вы знаете?

    • Согласны ли вы с тем, что в известных вам стихах о поэтах-современниках Цветаеву интересуют «не личные отношения, а знакомство прежде всего с их творчеством»? Обоснуйте свой ответ примерами.

    • Можно ли считать, что сегодня стихотворениям М. И. Цветаевой наконец «настал свой черёд»?

2. Заключительное слово учителя

— Она никому не подражала, стремилась ни у кого ничего не заимствовать. Для её стихов характерны упругость строки, быстрый ритм, неожиданная рифмовка. Он то резка, порывиста, безжалостно рвёт строку на отдельные слова и слоги, переносит на другой ряд, отбрасывает, подобно музыканту, изнемогающему в море звуков и едва справляющемуся с это стихией. Всё драматично переплелось и соединилось в жизненном пути Цветаевой: череда утрат и жажда обретений, бездомность, полынная горечь чужбины, чужестранность в родном краю, даль памяти и предвидение грядущего, бесстрашие самоанализа и страсть самообмана. Но Марина Цветаева унесла «свой чёрный посох», нам же оставила «золотистые листья» — стихи! Стихи, которые «излучают любовь и любовью пронизаны» ... Заканчивая рассказ о её судьбе, хочется вспомнить её замечательное стихотворение: «Уж сколько их упало в эту бездну...», которое звучит нам как завещание-напутствие. (Чтение стихотворения учителем.)

VI. Домашнее задание

    1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Своеобразие лирической героини М. И. Цветаевой».

    2. Индивидуальные опережающие задания (3 — 4 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Н. А. Заболоцкого, выразительное чтение наизусть стихотворений «Я не ищу гармонии в природе...», «Можжевеловый куст», «Где-то в поле возле Магадана...», «Завещание».