Анализ художественного текста - Лирическое произведение - Хрестоматия - Д. М. Магомедова 2005
Введение
От составителей
Предлагаемая хрестоматия — первая часть серии «Анализ художественного текста», следующие выпуски которой будут посвящены эпосу и драме.
В 1922 г., создавая свой «Опыт лингвистического толкования стихотворений», Л. В. Щерба с горечью говорил об отсутствии отечественной традиции эстетического анализа художественного текста. С тех пор положение изменилось: такая традиция не просто возникла, она успела разветвиться на разные школы, без усвоения аналитического опыта которых сегодня невозможно профессионально работать в филологии.
Цель данной хрестоматии — познакомить студентов с этим опытом. Поэтому в книгу включены работы разной методологической ориентации. Составители надеются, что предлагаемое пособие будет интересно всем филологам, но в первую очередь оно адресовано тем студентам, которые занимаются на специальных курсах или практикумах по анализу художественного произведения.
Учебными задачами обусловлена и композиция хрестоматии, чьи разделы соответствуют той последовательности, в которой, с точки зрения составителей, предпочтительно вести анализ. Общепризнанный сегодня целостный подход к художественному тексту предполагает не только единоцельность, но и единораздельность уровней произведения. Поскольку перед студентами при работе с разными сторонами такого сложного целого, каким является лирическое стихотворение, встанут специальные задачи, требующие каждый раз определенных знаний и навыков, в хрестоматии в самостоятельные разделы выделены анализы ритма, стиля, композиции и жанра. Естественно, что научный анализ художественного произведения редко бывает жестко прикреплен к одному из указанных уровней, поэтому членение на разделы в значительной мере условно, но обладает методической и эвристической ценностью.
Предисловие к разделу «Звукопись» написано Д. М. Магомедовой, предисловия к другим разделам и примечания — С. Н. Бройтманом.
Введение
Современный подход к анализу художественного произведения сформулировал в 20-е годы XX в. М. М. Бахтин: «Совершенно недопустимо исходить из изображенного, минуя первичную реальную организацию изображающего тела. Особенность искусства именно в том и заключается, что, как бы ни было значительно и важно изображаемое, само изображающее тело никогда не становится только технически служебным и условным носителем изображения. Произведение является прежде всего самоценной частью действительности, ориентированною в этой действительности не через изображенное только содержание, но и непосредственно, как данная единичная вещь, как определенный художественный предмет» (Медведев П. Н. [Бахтин М. М.) Формальный метод в литературоведении. М., 1993. С. 53).
Такая методологическая позиция позволяет избежать дихотомического рассечения художественного целого на содержание и форму и требует понять не просто то, о чем говорится в произведении, и не просто то, как об этом говорится, но прежде всего то, что говорит произведение самим своим «изображающим телом» — звучанием (ритмом, эвфонией, мелодикой), стилем (поэтической грамматикой, лексикой, фигурами, структурой словесных образов), архитектоникой и композицией (субъектной структурой, формой высказывания, точкой зрения, пространственно-временной организацией, сюжетом), жанровой структурой. Только углубленный анализ этих уров-
ней целого именно как целого может обеспечить адекватность и научность интерпретации лирического произведения и даст возможность избежать исследовательского субъективизма (но отнюдь не субъективности, которая, вопреки еще бытующим представлениям, является не помехой, а необходимым условием литературоведческого творчества).
Названные выше уровни сегодня могут считаться общепринятыми, хотя полного единодушия в этом вопросе среди исследователей нет. Б. И. Ярхо, стремившийся систематизировать научные понятия исходя из идеала «точного литературоведения», различал в произведении следующие стороны, изучаемые разными разделами филологии:
1) фонетику (метрику), в которую входят: метрика, тоника, мелодика, стихология (ритм, системы стихосложения, теория клаузул, рифма, эвфоника);
2) стилистику, включающую в себя фигурацию (фигуры фонетические, морфолого-синтаксические, лексические и семантические), стилистическую композицию (теория стиля: «цветистый», «строгий» и т. д.), стилистические жанры (парафраза, пародия, стилизация, перевод);
3) поэтику, в которую входят эйдология (иконология: образ, символ), сюжетика (сюжетная композиция или тематика, учение о мотивах), концепция (сатира, диатриба, элегия и др., нередко смешиваемые, как замечает Ярхо, с жанрами и литературными родами) (Ярхо Б. Методология точного литературоведения / Публ. М. Л. Гаспарова // Контекст-1983. М., 1984).
Учитывая эту точку зрения, М. Л. Гаспаров предлагает выделять в произведении три уровня с двумя подуровнями в каждом:
1) идейно-образный: а) идеи и эмоции, б) образы и мотивы;
2) стилистический: а) лексика, б) синтаксис;
3) фонический: а) явление стиха (метрика, ритмика, рифма, строфа), б) собственно фоника (звукопись, аллитерация, ассонанс) (см. статью М. Л. Гаспарова в настоящем издании).
Существуют и другие, менее развернутые классификации уровней художественного целого (так, в пособии «Учебный материал по анализу поэтических текстов» (Таллин, 1982) М. Ю. Лотман ограничивается выделением ритмики, фоники, грамматики и семантики).
Методологически важный момент, прямо связанный с проблемой художественного целого и его уровней, акцентирован М. М. Гиршманом. Согласно его точке зрения, «все значимые элементы произведения не могут рассматриваться как заранее готовые детали: каждый из них обретает свою смысловую определенность и художественную значимость лишь в процессе развертывания художественного мира». И далее: «Возникновение — развертывание — завершение целостности — эти три характеристики являются принципиально важными для раскрытия сущности литературного произведения и его становления в единстве формы и содержания» (Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. М., 1991. С. 68).
Принятая в данной антологии система учитывает этот динамический аспект отношения целого и его частей, а также уже существующие подходы к проблеме уровней целого.