Сближение уроков русского языка и литературы - Ф. А. Нодель 2010

На правах дискуссии
Спор об Онегине и Татьяне

«...должно сметь свое суждение иметь»

1.1. Спор об Онегине и Татьяне

В публикации «И дольше века длится спор» (к 210-й годовщине со дня рождения Пушкина) («Русский язык» № 11/2009, с. 19-21) проследив более чем полуторавековой ученый и полувековой ученический спор о взаимоотношениях Онегина и Татьяны, я привожу аргументы Г. Гуковского и В. Непомнящего и ставлю вопрос: «С кем и в чем я согласен (согласна)?».

Полемику ученых привожу лишь тезисно:

«...в восьмой главе... перед нами обновляющийся Онегин, в муках воскресающий для любви, высоких помыслов и больших чувств. И такой, новый Онегин полюбил Татьяну. Татьяна не видит, не знает того перерождения, которое происходит в сознании и душе Онегина. Для нее Онегин - все еще старый, опустошенный, светский Онегин». (Г. Гуковский)

«Татьяна и Онегин живут в разных мирах... между ними - непроходимая стена. Он, невзирая на то что она замужем, не понимая, что она - из тех людей, которые, давши слово, остаются ему верны перед Богом и совестью, - он, пренебрегая священностью христианского брака, забыв о том, что ее муж - его, Евгения, родня и друг, начинает преследовать ее.

... Теперь ему так хочется. он всю жизнь видел в мире только себя. Он и сейчас такой же. Все та же формулировка онегинской жизни: хочу - значит, должен иметь». (В. Непомнящий)

Подборка ученических высказываний

«Я думаю, что Онегин, в сущности, не изменился к концу романа. В его письме к Татьяне нет ни одного открытого признания в любви, когда письмо Татьяны им начинается. Тем более его признание эгоистично... он не думает ни о том, что Татьяна - замужняя женщина, ни о том, что он - невольная причина ее брака без любви... В чем смысл его признаний теперь, когда уже ничего не изменить?.. Он упускает из виду, что у Татьяны может быть собственная гордость: она не будет ждать, пока он хорошенько подумает и, может быть, когда-нибудь изменится...»

«Влюблен ли он? О нет! Та Татьяна - чистая, невинная, интересная девушка - ему не нужна, а это - все та же самая, но в свете, богатая, знатная, - вдруг понадобилась?! Нет, нет! Он совершенно не изменился!»

«Онегин... - настоящий эгоист, который привык все получать, считая это в натуре вещей. Кажется, он впервые не получил то, чего захотел...»

«В его письме - все: обида, страсть, упрямство - все, но не любовь...»

«Автор покидает своего героя в сложной ситуации, потому что уверен: прочитав весь роман и определив характер Онегина, мы сможем представить его дальнейшее поведение и чувства. В конце концов Татьяна призналась ему в любви еще раз; он понял, что не забыт и все еще остается в ее жизни, а это уже что-то значит. Не полная победа, конечно, но сознание того, что он любим... уже должно вызвать чувство удовлетворенного достоинства...»

«Думаю, что Онегин, самолюбивый и упрямый, даже после такого отказа не оставит Татьяну в покое. Теперь, узнав, что Татьяна любит его, Евгений еще долго будет мучить ее, добиваясь свидания».

«А счастье было так возможно!.. Да, только чуточку с другим Онегиным. И Татьяна бессознательно изменяет Онегина; это переломный момент в его жизни. Теперь-то он станет отличным человеком! Именно поэтому автор не дает больше ни одной строфы о будущем...»

Может показаться, что процитированные строки «построены» в одну шеренгу - не мной, так В. Непомнящим. Но это не так. В поддержку последнего ученического высказывания приведу работу этого года (2009/10) целиком:

«Я не согласна с высказыванием Г. Гуковского. Так как Татьяна, без сомнения, видела и изменения, произошедшие в Онегине, видела и его перерождение, а, следовательно, причина отказа Татьяны не в том, что она чего-то не заметила или не поняла, а в том, что она либо не смогла, либо не захотела расстаться со своими жизненными принципами. Она не захотела менять стабильную, размеренную жизнь на, возможно, непродолжительный роман с Онегиным. Можно предположить, что Онегин и Татьяна. живут в разных мирах. Онегин, по высказыванию Непомнящего, действительно преследует эгоистические цели, преступая даже нравственные принципы. Но как же тогда предположение, что Онегин изменился? А ведь он действительно изменился, и в лучшую сторону. Ведь до перерождения “он всю жизнь видел в мире только себя”. А после перерождения что-то изменилось? Безусловно. Во-первых, изменилось его внутреннее мировоззрение, взгляд на окружающих его людей, а в частности - на Татьяну. Так что с высказыванием, что Онегин “и сейчас такой же”, можно поспорить. Онегин стал более чутким, он научился (или, может, ему только казалось, что он научился) любить. Он смог выбраться из крепких уз хандры, смог отойти от начавшейся апатии... в этом помогли ему его чувства. И такой, новый Онегин полюбил Татьяну. Из чего можно сделать вывод, что Онегин не был бесчувственным и безнравственным: он понимал, на что идет. Но он не знал Татьяны, не знал, что она его настолько любит, что не хочет испортить его жизнь еще одним, очередным “светским романом”. Она оставила в его памяти светлое чувство любви, чистой любви, взаимной, но невозможной». (Цитирую, не исправляя стиль; рекомендую обратить внимание на включение в текст цитат как из романа «Евгений Онегин», так и - особенно - из книг пушкинистов.)