Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам - Т. В. Алексеева 2000
Часть первая
Занятие 4. Первый критерий выбора темы
Тем сочинений сейчас предлагается достаточно — от четырех до девяти, в зависимости от вида экзамена. Конечно, важно, чтобы тема вам нравилась, что называется, «грела душу», но на любом экзамене, зачете, контрольной работе возьмите себе за правило — не рисковать. (Риск — дело благородное, но опасное!) При выборе темы главное — знать литературный материал. (Чувствовать «воздух эпохи», показать некий изыск, продемонстрировать оригинальность подхода — это все отлично, но... не обязательно, даже без этого вы вполне можете получить желаемую оценку.)
Знать литературный материал, видеть границы и задачи темы, грамотно владеть литературным языком — задача вполне посильная каждому добросовестному ученику.
Не беритесь за сочинение по тем произведениям, текст которых вы читали «по диагонали», «в сокращенном варианте» или слышали в пересказе учителя. Если вы поверхностно знаете текст — работа «выдаст» вас обязательно. Не поможет даже умение философствовать и прекрасное владение литературным языком.
Вот вам «страшная» назидательная история. Она, как и подобает страшным историям, случилась давно, лет десять назад. Я тогда входила в районную экзаменационную комиссию. Читаю работу по роману Достоевского «Преступление и наказание». Речь грамотная, вполне литературная. Все хорошо... Но — дохожу до фразы: «Тварь я дрожащая или право имею?..» И автор, «ничтоже сумняшеся», начинает (с пафосом!) утверждать, что конечно же, именно: право имею! (Ведь «Человек — это звучит гордо!»).
Высоким слогом автор работы владел великолепно, но Достоевского, как выяснилось позже, по недостатку времени... не прочел. И получилось, что в своем сочинении бедолага полностью исказил весь смысл, всю идею романа Ф. М. Достоевского. (Ведь эту фразу — для тех, кто еще не прочел «Преступление и наказание» — надо понимать так: боюсь я преступить заповедь «Не убий» («тварь я дрожащая») или право имею на убийство другого человека?) Ослепленный ложной идеей, Родион Раскольников, герой романа, решается на страшный шаг — убийство, а ослепленный незнанием содержания книги автор сочинения, вопреки Достоевскому, доказывал «правоту» идеи Раскольникова, и чем ярче, пламеннее была речь насчет «права» Раскольникова, тем страшнее был смысл работы.
Выбирайте любую тему, но помните: в основе успеха — начитанность, знание литературного произведения. Это — самое главное.
Незнание литературного материала всегда подводит.