Сочинения по русской литературе XX в - Е. П. Афанасьева, А. Бегаева, А. Г. Лухминская, А. С. Мискив, Г. А. Огурцова, С. Н. Сисикина, С. Шамхалова, Е. В. Шарохина, А. А. Янсюкевич 2009


Особенности сатиры В. В. Маяковского

Сатира Маяковского в силу ее значимости давно привлекала внимание читателей и исследователей. Вообще сатира — художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.

Вслед за лучшими сатириками прошлого (Салтыков-Щедрин, Гоголь) Маяковский впервые в советской поэзии показал, что сатира — открытие и познание новых видов пороков в самых положительных, на первый взгляд, явлениях. Во-вторых, именно сатира призвана пробудить в читателе отвращение к притягательной силе пороков.

Главным предметом изображения в сатирах становятся «служаки», «помпадуры», «бюрократы». Например, в «Служаке» (1928) Маяковским нарисован образ одного из «молодых превоспитанных людей», будто нарочно созданных «для чиновничьих делячеств».

Автор точно воспроизводит стандартную внешность, важные и «достойные» манеры, внушительную обстановку, которую усердно создают себе «служаки», чтобы приобрести полную видимость честности и благонамеренности. «День — этап растрат и лести, день, когда простор подлецам, — это для него и есть рассоциализм». Но за всеми этими «декорациями» скрывается облик приспособленца, стиль его чиновничьего мышления. Служака «не видит ничего дальше собственного носа». Более того, он и не хочет видеть: «Коммунизм по книге сдав, перевызубривши «измы», он покончил навсегда с мыслями о коммунизме. Что заглядывать далече?! Циркуляр сиди и жди. Нам, мол, с вами думать неча, если думают вожди».

Для «служак» характерно не просто мелочное, бесперспективное делячество, но возведение в принцип искажение сущности человеческих взаимоотношений. Его цель — всех свести к подобным взглядам, всем привить упование лишь на волю «начальства» и полностью исключить право на самостоятельную мысль у кого бы то ни было.

В конце произведения появляется контрастное принципам жизни «служаки» воззвание:

...

Быть коммунистом —

Значит дерзать,

Думать,

Хотеть,

Сметь.

Одной из главных целей произведений Маяковского стало желание пробудить народные массы от пассивности, бездействия. Это было задачей и всего творчества Маяковского.

Маяковский часто говорил о том, как строится сатирическое произведение.

Работа начинается с выбора темы, «напрашивающейся на издевательство».

Но издевка прозвучит лишь тогда, когда в стихе будет «заострено слово».

Приемами заострения Маяковский называет: «выделка хлыстов-рифм… эксцентричностью выводов, абсурдным гиперболизмом». Например, в стихотворении «О дряни» в рифму внесены слова очень резкие (мурло мещанина, зады, мразь, тихоокеанские галифища), вывод (Скорее головы канарейкам сверните — чтоб коммунизм канарейками не был побит!») поистине эксцентричен — безобидная канарейка воспринимается лишь как непременная деталь мещанского быта, оказывается «страшнее Врангеля», наконец, выразительная гипербола («Намозолив от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники») выводит изображение на грань абсурда.

Таким образом, в предреволюционные годы острие сатиры Маяковского было направлено против «жирных», против бесчувственной к словам поэта «толпы», а когда революция свершилась, сатирической мишенью для Маяковского стали ее враги.

В стихотворении «О дряни» быт — не предмет сатирического обличения, а форма выражения политической сущности, явления, именуемого мещанством. У Маяковского мещанин отвратителен и — что важнее — опасен. Хотя бы потому, что ловко втирается в государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений. Поэта пугает та атмосфера, которую несет с собою мещанство, озабоченное лишь тем, чтобы «утихомирились бури революционных лон».

«О дряни» — одно из многочисленных произведений, посвященных образу жизни, мыслей мещанства. Большое количество сатирических гимнов позволяет понять суть этого «ожиревшего» слоя.

Это ожирение не только физическое, но и духовное («Гимн обеду»):

...

Пусть в сале совсем потонут зрачки —

Все равно их зря отец твой выделал».

Все стихотворение — грубая издевка над бездействующими, жиреющими мещанами, цель жизни которых — наесться побольше и «лежать», спать, «не тревожась картиной крови и тем, что пожаром мир опоясан».

Автор грозит такому человеку: Единственное, что после него останется, — надпись на памятнике: «Из стольких-то и стольких-то котлет миллионов — твоих четыреста тысяч».

Именно так — жестко, эмоционально — Маяковский подвергает обличению мещанство и бюрократизм.

В этом ему помогает поэзия и литература в целом. Именно она — участница строительства жизни, не брезгующая при этом самой черной работой. «Нам слово дано для жизни» — в который раз подтверждает Маяковский своими произведениями.