Итоговое выпускное сочинение - Е. В. Амелина 2018
Смелость и трусость
Некоторые люди так боятся умереть, что просто не начинают жить
Страх перед жизнью — это чувство неуверенности в себе, в будущем, чувство непредсказуемости и непостижимости бытия. Человек, испытывающий эти чувства, предельно острожен во всем, рассудочен, рационален, опасается за собственную жизнь. Генри Ван Дайк однажды заметил, что «некоторые люди так боятся умереть, что просто не начинают жить». Подобные типы личности представлены в русской классической литературе, например, в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре».
В этом рассказе представлен гипертрофированный, пародийно сниженный вариант рассудочного, рационального героя. Это учитель гимназии Беликов, человек, исполненный страха перед жизнью, стремившийся спрятаться от нее, укрыться как физически, так и духовно. «Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Мотив рассудочности соотносится у Чехова с социальной проблематикой: Беликов опасается всего — свободной мысли, непочтительного отношения к начальству, нарушения уставов, предписаний и циркуляров, выхода за круг традиционных представлений о жизни и поведении человека. Лейтмотивная фраза этого героя — «как бы чего не вышло». Беликов у Чехова комичен и страшен одновременно: он способствует созданию атмосферы всеобщего страха («Боятся громко говорить, посылать письма, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте...»). Любовь становится настоящим испытанием для Беликова, требуя от него открытости, душевных сил, принятия жизни. Однако все эти качества остаются за гранью личности чеховского персонажа. Развязка любовной истории трагикомична: не выдержав традиционного для героя русской литературы «испытания любовью», Беликов умирает1. Фактически же умирает он от страха перед жизнью. И даже гроб его сравнивается с футляром. Человек здесь предельно сближается с миром вещей, умертвляя в себе живую душу. Рассказ проникнут пафосом против общественного маразма, рутины, обывательщины. Беликовское отношение к миру, по мысли Чехова, бесперспективно, враждебно самой жизни.
1 Лион П. Э, Лохова Н. М. Указ, соч.
Другой вариант страха перед жизнью и смертью представлен в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Герой сказки — «просвещенный пескарь», считающий, что «надо так прожить, чтобы никто не заметил, а не то как раз пропадешь». Опасения героя имели «веские основания»: «Рак может его клешней пополам перерезать, водяная блоха — в хребет впиться и до смерти замучить. Даже свой брат пескарь — и тот, как увидит, что он комара изловил, целым стадом так и бросятся отнимать. Отнимут и начнут друг с дружкой драться, только комара задаром растреплют. А человек? — что это за ехидное создание такое! каких каверз он ни выдумал, чтоб его, пескаря, напрасною смертью погублять! И невода, и сети, и верши, и норота, и, наконец... уду!»
Так, дрожа, он прожил всю свою жизнь. И герой достиг своей цели: если вначале рыбы называли его «остолопом», «дураком», «срамцом», то потом они и вовсе перестали его «замечать». И в финале не замеченное никем исчезновение пескаря является закономерным итогом всей его жизни. Но даже этот жалкий персонаж под конец понял, что существование его бессмысленно. «Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал о нем? кто об его существовании вспомнил? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: никому, никто».
Таким образом, страх перед жизнью и смертью лишает человека радости бытия, чувства полноты существования, счастья, любви, гармонии.