Итоговое выпускное сочинение - Е. В. Амелина 2018
Человек и общество
Не стоит село без праведника
Праведник — это человек, живущий согласно православным заповедям, человек, готовый к самопожертвованию, посвятивший свою жизнь служению людям, труду, Отчизне. Такие черты были присущи многим персонажам русской литературы. Образ праведницы, простой и бескорыстной крестьянки, создает и А. И. Солженицын в рассказе «Матренин двор».
Повествование идет от лица сельского учителя Игнатьича, бывшего постояльца этой героини. Рассказ построен на противопоставлении доброй, бескорыстной Матрены остальным героям — ее родственникам, односельчанам: алчным, прижимистым, корыстным. Таковы у Солженицына деверь Матрены Фаддей, ее золовки, сестры, приемная дочь Кира. Все они озабочены лишь материальным достатком. В результате это стремление к наживе обернулось настоящей трагедией: во время перевоза избы для Киры погибла Матрена и с ней еще двое человек на железнодорожном переезде.
Исследуя души своих героев, писатель открывает в них бессердечие, душевную черствость. Так, Фаддей до самых похорон погибших занимался тем, что пытался вернуть себе «горницу». «Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме лежал убитый им сын, на той же улице — убитая им женщина, которую он любил когда-то, — Фаддей только недолго постоял у гробов, держась за бороду. Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была — спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер».
Рассказ построен так, что именно Фаддей предстает в роли убийцы Матрены. Когда-то он был ее женихом, но попал в венгерский плен, и она не дождалась его, вышла замуж за его родного брата Ефима. И воскликнул тогда Фаддей: «Ну... если б то не брат мой родной — я бы вас порубал обоих!» И рассказчик увидел в этих словах символическое предварение гибели Матрены: «сорок лет пролежала его угроза в углу, как старый тесак, — а ударила-таки...». Живо представил себе Игнатьич молодого Фаддея с занесенным топором. Так и не смог простить он Матрене ее измену, не смог примириться со своим положением. Он постоянно избивал жену, требовал от Матрены ее «горницу». И в результате — трагический финал.
Матрена ничего в жизни не имела: «не гналась за обзаводом», «не гналась за нарядами», «не скопила имущества к смерти». Грязно-белая коза, кошка, фикусы, изба — вот и все, что оставила она в наследство. Но из-за немудрящего наследства едва не передрались все ее родственники.
Это страшное явление — жажда наживы, приобретательство — оказывается у Солженицына национальным бедствием. «...Добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять перед людьми считается постыдно и глупо». Но гораздо страшнее, по мысли писателя, потеря человеческого облика, формируемого совестью, нравственностью, добротой. Людьми, потерявшими совесть, оказываются у Солженицына многие герои: председатель, его жена, не сумевшая заплатить инвалидам за их труд. Когда Матрена погибает, то ее постояльцу Игнатьичу приходится переехать в дом ее золовки. Та же всячески осуждает свою родственницу: «и за обзаводом не гналась, и не бережная, и даже поросенка не держала, и, глупая, помогала чужим людям бесплатно...».
Жадность к «добру», имуществу и пренебрежение к настоящему добру, духовному, нравственному, подмена настоящих жизненных ценностей ложными — так уродует души людей, по мысли писателя, коммунистическая идеология1. Матрена рассказывает Игнатьичу, как организуется колхозная работа: «Ни к столбу, ни к перилу эта работа. Станешь, об лопату опершись, и ждешь, скоро ли с фабрики гудок на двенадцать. Да еще заведутся бабы, счеты сводят, кто вышел, кто не вышел. Когда, бывалоча, по себе работали, так никакого звуку не было». Все исказилось в народном миросознании за годы советской власти — такова авторская позиция в романе.
1 Шнейберг Л. Я., Кондаков И. В. «Быть или иметь?» (Вокруг рассказа «Матренин двор» А. И. Солженицына). — www.a4format.ru
Критики отмечали, что бытие героини в рассказе — это непрерывное, неизбывное страдание, гнет, тяготы жизни, лишения, унижения, происходящие из общего устройства жизни в советской России. К проблеме общей деревенской бедности, заброшенности добавлена у Солженицына и проблема бюрократизма. Матрена у Солженицына привыкла надеяться лишь на себя, четверть века она проработала в колхозе, однако, больная, так и не оформила инвалидность, не выхлопотала пенсии «за мужа». Не только забота о пенсии, но и лечение в местной больнице оборачивается для Матрены бесконечными хождениями, ожиданиями, просьбами. В несчастном бытии героини есть нечто общее с подневольной жизнью рассказчика, сельского учителя математики Игнатьича в ГУЛАГе. Именно такую параллель проводит в рассказе автор1.
1 Шнейберг Л. Я., Кондаков И. В. Указ. соч.
Тем не менее Матрена, несмотря на все тяготы и невзгоды, не утратила душевной чуткости, доброты, любви, совестливости. А. И. Солженицыну удается создать этот образ при помощи различных художественных средств. Внешность героини скромная, неброская, но из ее души исходит внутренний свет. Автору удается это передать с помощью эпитетов — «просветленная», «с доброй улыбкой». Матрена у Солженицына — праведница, святой человек, живущий в своем собственном мире.
Она большая труженица, ни минуты не сидит без дела, несмотря на старческую немощь, болезни. В труде она находит утешение: копает картофель, собирает ягоды. И тем самым возвращает себе доброе расположение духа.
Важным средством создания образа Матрены является также речевая характеристика. Автор насыщает реплики героини диалектными словами (например, «летось»), просторечиями («теперича», «сколища»). В целом эти лексические средства придают речи Матрены образность, поэтичность, выразительность. Слова «дуель», «картовь», «любота», звучащие из уст простой русской женщины, обретают особый смысл. Такое словотворчество свидетельствует о таланте героини, о ее близости к фольклорным традициям, к народной жизни1.
1 Бригаденко Ю. С помощью каких художественных средств рисует А. И. Солженицын образ главной героини в рассказе «Матренин двор»? — www.saharina.ru
Матрена напоминает нам героинь Н. А. Некрасова. Вспомним Матрену Тимофеевну из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Героиня Солженицына похожа на нее своей чистой крестьянской душой. Это — честная, справедливая, но несчастная женщина; человек бескорыстной души, абсолютно безответный, смиренный; праведница, без которой, по словам писателя, «не стоит село».
1 См: Конспект урока по литературе в 11 классе «Проблематика повести В. Г. Распутина “Прощание с Матерой”». — www.menobr.ru