400 школьных сочинений - Левина Е.В., Комлякова Е.А. 2006

Н. А. Некрасов
«В рабстве спасенное сердце свободное...» (поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова)

Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» (1863— 1877 гг.) отразила мучительные раздумья Н. А. Некрасова о судьбе русского крестьянства.

Реформа 1861 г. стала новой формой экономической кабалы. Некрасов искренне сочувствовал тяжелой доле русского крестьянства. Он создал народную поэму о пробуждении сил народа.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» показаны и рядовые представители бедноты, и правдолюбцы, и борцы за народное счастье. Постоянный, каждодневный труд — вот основа крестьянской жизни.

Некрасов с уважением и любовью рисует портрет «вечного труженика» Якима Нагого, в котором тяжелая жизнь не истребила стремления к красоте. Об этом его попытка спасти во время пожара «картиночки»…

В условиях социальной несправедливости крестьянская среда закономерно выдвигала правдолюбцев, борцов за человеческое достоинство рядового труженика. К числу таких «правдолюбцев» относится и Ермила Гирин. Выбранный бурмистром, он:

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Душой не покривил...


Гирина отличает повышенная совестливость. Он не прощает себе того, что «из рекрутчины меньшего брата Митрия выгородил».

Из рассказа попа мы узнаем о новом повороте судьбы Ермилы Гирина: «В остроге он сидит». Некрасов рисует картину крестьянского бунта. Роль Ермилы Гирина в нем не совсем ясна, но нет сомнений, что герой вступился за крестьян, не побоялся отстаивать их интересы. Савелий и Матрена Тимофеевна — активные борцы с несправедливостью. Они воплощают в себе лучшие черты русского крестьянства — трудолюбие, совестливость, отзывчивость. Рассказ Корчагиной о собственной жизни свидетельствует о стойкости русской женщины, о ее мужественном сопротивлении обстоятельствам. Жизнь в родительской семье — единственное светлое воспоминание героини. Неуютно чувствует себя Матрена Тимофеевна в доме Филиппа Корчагина. И все же крестьянка сохраняет верность мужу, отклоняет домогательства господского управляющего Ситникова.

Трагична судьба детей Матрены Тимофеевны, трагична и судьба Филиппа. Всеми силами пытается крестьянка спасти семью: сама идет под розги вместо Федотушки, вызволяет мужа из солдатчины... Таким образом, Матрена Тимофеевна мужественно борется с несправедливостью..

Это роднит ее с Савелием, богатырем святорусским, «клейменным, но не рабом». За долготерпением русского мужика видится ему «богатырство русское»:

А потому терпели мы,

Что мы — богатыри.


И все же смирение не беспредельно. Мудро и афористично звучат слова Савелия:

Недотерпеть — пропасть,

Перетерпеть — пропасть!..


Жестока неизбежная расправа с управляющим — разорителем Фогелем. Двадцать лет строгой каторги и долгие годы поселения не сломили «богатырский дух» Савелия. «Клейменый, да не раб!»

В финале поэмы «Кому на Руси жить хорошо» возникает образ интеллигента-разночинца Григория Добросклонова. Его песни оптимистичны, устремлены в будущее. В них чувствуется огромная вера в русский народ, который «учится быть гражданином».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» и в наши дни остается важным литературным памятником, который позволяет судить о том, как относились к проблеме пробуждения активного народного самосознания писатели-демократы. Вероятно, не со всеми мыслями Некрасова можно сейчас согласиться — допустимо ли оправдывать убийство одного человека другим какими-либо «высокими соображениями»?! Но в искренности стремления поэта хоть как-то облегчить жизнь народа, на мой взгляд, сомневаться нельзя.