400 школьных сочинений - Левина Е.В., Комлякова Е.А. 2006
И. А. Бунин
Поэтика бунинского рассказа (по рассказу «Чистый понедельник»)
Бунин как никто другой умел поэтично и красиво описать любовные переживания на страницах своих произведений. Ведь именно этому светлому и возвышенному чувству посвящен рассказ «Чистый понедельник», вошедший в сборник «Темные аллеи», который называют «энциклопедией любви».
В этом рассказе писатель наиболее полно раскрыл свои мысли о любви, свое понимание этого бессмертного чувства.
Бессмертное чувство... Любовь и смерть в творчестве Бунина тесно взаимосвязаны. Ведь, согласно бунинскому восприятию мира, смерть — закономерный и неизбежный итог будущего. Напрашивается парадоксальный вывод: неужели у любви нет будущего?
По произведениям Бунина получается, что это действительно так; почти во всех рассказах финал у любви трагический. И «Чистый понедельник» не стал исключением, ведь его главная героиня своим уходом в монастырь обрекает себя «на умерщвление плоти». И вообще, мотив смерти постоянно звучит в рассказе: герои стоят у могил, героиня рассказывает о том, как она присутствовала на похоронах...
Все произведение пронизано какой-то странной и в то же время строгой религиозностью. Монастыри, старинные обряды и их описания... Хотя главная героиня произносит: «Это не религиозность. Я сама не знаю, что это...».
Впрочем, на ней, главной героине (Бунин не дал ей имя, тем самым создавая вокруг нее ореол загадочности и таинственности), следует остановиться подробнее. Кто она, эта роскошная красавица, обожающая красивую одежду, начитанная и молчаливая, ни к чему не привязывающаяся?
На первый взгляд, она — довольно странная личность со своими вкусами, принципами, восприятием мира и религии. И вообще, слово «странный» часто встречается в рассказе. Героине все непонятно и странно. «Странная любовь!» — думает главный герой.
Но ни в коем случае нельзя сказать, что с любовью в рассказе связано только нечто трагическое, нет. Любовь соткана из светлых моментов: из разговоров на темы, волнующие героев, из праздников и званых обедов, да и просто из встреч, ведь встретить любимого человека — уже радость, видеть его — уже счастье. До самого последнего момента главный герой не догадывается о конце отношений с любимой девушкой, хотя она уже все знает, все для себя решила. Да, действительно, любовь слепа, а прозрение горько и мучительно. «Два года я... спивался... по кабакам».
Все-таки во время чтения этого рассказа буквально преследует ощущение безысходной тоски и неизбежности: и февральский вечер, и слепящий глаза снег, и несущийся извозчик (может, поэтому герой в конце рассказа говорит: «Помедленнее, Федор»?). И даже «зловещая» чернота волос героини, ее «янтарный» цвет щек ведь янтарь был когда-то, можно сказать, «живым»: смола дерева, люди лишь сейчас носят его в застывшем виде. Все это свидетельствует о роковом для героев конце.
Наверняка найдется какой-нибудь человек, который двусмысленно улыбнется и переспросит: «Разве роковом?» Или кто-нибудь осудит героиню: «В монастырь, что называется, собралась».
Но я считаю, что у большинства людей такой реакции возникнуть не должно, поскольку Бунин обладает уникальным умением обозначать моменты физической, плотской любви с «нефизической» стороны. По его представлениям (что отражено практически во всех рассказах), без любви духовной любви физической быть просто не может. Именно любви, а не физиологических проявлений. И здесь он, безусловно, во многом прав.
И в заключение напрашивается вопрос: а стоит ли вообще любить, если у героев «Чистого понедельника», молодых, красивых, любящих друг друга, так трагично сложились судьбы? Ответ однозначен: да, стоит. Хотя бы потому, что это великое чувство никогда не проходит бесследно, и ни время — заклятый враг писателя, ни смерть не имеют над ним власти. «Одна из них... устремила взгляд темных глаз в темноту, как будто бы на меня... Как она могла почувствовать мое присутствие? Я повернулся и тихо вышел из ворот».