400 школьных сочинений - Левина Е.В., Комлякова Е.А. 2006

М. А. Булгаков
Философия добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Проблема добра и зла является основной в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Писатель подчеркивает, что добро и зло существуют на земле вне времени и многими веками человечество живет по их законам.

Поэтому Иешуа предстает перед нами в начале нового времени, а Воланд-каратель — в Москве 30-х гг. Не осталось добрых людей, некому встать поперек разлива зла, а раз так — полный простор для разгула нечисти. Москва 30-х годов для нее самое подходящее место. Проделки нечисти потешны, забавны, но только невнимательный читатель сведет к ним содержание романа. «Нечистая сила в Москве» — это и фон и разрядка мучительного и давящего. Очевидно, речь идет о другом — об уничтожении добра и настолько сильном его попрании, что добро вынуждены творить силы зла. Являясь представителями добра и зла, Воланд и Иешуа взаимосвязаны и, противоборствуя, не могут обходиться друг без друга.

Воланд — это художественно переосмысленный автором образ сатаны. Он — единственный герой, присутствующий во всех частях романа. Он не является носителем и воплощением вселенского зла, а предстает перед читателями как вершитель правосудия. Он наказывает настоящее зло и дарует свободу тем, кто достаточно настрадался. Он хочет восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие и предательство, заполонившие Москву.

Воланд появляется в Москве всего на три дня. Сняв покров серой повседневности, он видит мир во всей его наготе. Являясь воплощением дьявола, Воланд высмеивает и уничтожает все то, что отступило от добра, и различает то редкое и немногое, что по-настоящему велико, истинно и нетленно.

Воланд смеется над людьми, над их наивностью и глупостью, над их неверием и плохим отношением к истории. Он убеждается, что природа человека не изменилась за многие века после казни Иешуа. И из своих наблюдений он делает следующий вывод: «Ну что же, — задумчиво отозвался тот, — они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...».

Если говорить об Иешуа, то он утверждал, что все люди на земле добрые и когда-нибудь настанет время истины. Иешуа и есть воплощение того идеала, к которому надо стремиться. Он совершил подвиг во имя истины и добра, чего так не хватало жителям Москвы 30-х гг. Мастер и Маргарита остались единственными в этом городе, которые достойны покоя. История с этими двумя влюбленными показывает, что Воланд не имеет власти увлечь в преисподнюю тех, кто стремится к добру, истине и чистоте.

Во все времена считалось, что занятие сатаны — сеять зло, разрушение и соблазны. Кажется, что из мира ушли силы добра, приходит соблазн считать, что мир целиком во власти зла. Добро унижено и уничтожено, попрано, оклеветано; полновластвует нечистая сила. Эта сила может выглядеть по-своему привлекательной, в ней может обнаружиться даже высшее благородство, чего нет в мелочном обыденном земном зле. Воланд, олицетворяющий зло, является в этом романе посланником добра, и его цель — установить справедливость. В его многочисленных поступках можно увидеть или справедливость, или стремление доказать людям сосуществование добра и зла.

Добро и зло тесно переплетаются в этом мире. Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости, зло для него было средством исправления людских пороков. Булгаков показал, что каждый человек сам творит свою судьбу и только от него зависит, какова она будет. Каждый человек должен понять и осуществить в своей жизни одно правило: если творить добро, то зло навсегда покинет наши сердца, мир станет добрее и лучше.

Роман «Мастер и Маргарита» рассказывает об ответственности человека за добро и зло, которое он творит на земле, за свой единственно правильный выбор пути, который приведет не к рабству и зависимости от собственных пороков и слабости, а к истине и свободе.