400 школьных сочинений - Левина Е.В., Комлякова Е.А. 2006
М. А. Булгаков
Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (анализ главы 13 «Явление героя» части I романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Михаил Булгаков — один из наиболее своеобразных писателей первой половины XX века. Его творчество очень оригинально в содержательном отношении. Не исключение роман «Мастер и Маргарита».
Один из главных героев романа — Мастер. Булгаков изобразил его, как очень загадочную личность. Ведь знакомство читателя с героем происходит лишь ближе к середине романа. Но это, как мне кажется, вызывает больший интерес. Мастер уверен, что все люди не могут стать добрыми и, что им надо прощать обиды.
А вот в начале романа читателю представляется Иван Бездомный. Этот человек — начинающий писатель. Иванушка — необразованный человек, который не имеет даже представления о том, о чем пишет. Он не должен был браться за работу, о которой ничего не знает. В этом, по-видимому, заключается его ошибка. Иванушка был молод, и еще не успел понять жизненную философию, которая помогает избежать многих ошибок.
Встреча Бездомного с Мастером помогла ему увидеть жизнь с тех сторон, о которых он и не подозревал.
«...Дело в том, что... я написал о Пилате роман. — Вы — писатель? — с интересом спросил поэт... — Я — мастер, — он сделался суров и вынул из кармана халата... черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М«. Он надел эту шапочку и показался Ивану...»
После смерти Берлиоза ему не у кого было позаимствовать мудрый совет. Иван, зная Мастера лишь несколько минут, был готов рассказать ему все, что с ним произошло. Скорее всего, он смог разглядеть в глазах Мастера доброту души. А Мастер в свое время не чувствовал со стороны Ивана предательства. Мастер поведал Бездомному рассказ, который нарочно никто и никогда не придумал бы, ведь это был рассказ о настоящей любви. Иванушка смог понять то, что пытался донести в своих словах Мастер.
«Ну, натурально, я выходил гулять... Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут... Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась... И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное... одиночество в глазах!.. И, вообразите, внезапно заговорила она: — Нравятся ли вам мои цветы?.. Я... подходя к ней, ответил: — Нет Она поглядела на меня удивленно, и я вдруг... понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!»
Возлюбленной Мастера была Маргарита, которая покинула его, но все равно любила также сильно. Она чувствовала, что с Мастером может что-то произойти, но все-таки ушла. Маргарита была ответственна за судьбу Мастера, так как в их отношениях играла доминирующую роль. Возможно, от ее присутствия в подвальчике Мастера ничего не изменилось бы, но она должна была там быть.
У Маргариты двойственная вина. С одной стороны, она не могла предвидеть случившегося, но с другой стороны, была обязана это сделать. Маргарита винит себя в исчезновении Мастера и наказывает себя муками совести.
Иван не мог даже представить себе Маргариту, но все же потом встретился с ней. Мастер не назвал Ивану своего имени, он сказал, что этого человека уже нет. Он рассказал, что написал роман, который ненавидел, и впоследствии сжег. А вот Маргарита, напротив, считала эту рукопись самой прекрасной книгой в мире. И благодаря этой книге возлюбленный Маргариты получил второе и настоящее имя — Мастер.
Он пока не может дотянуться душой до высшей правды, но его вера в то, что «рукописи не горят», если это честные книги, оставляет за ним право на понимание в будущем высшей правды и гармонии мира.
Иванушка после встречи с Мастером, проведя некоторое время в сумасшедшем доме, окончательно все осознает. В его жизни это сыграло огромную роль. Неизвестно, как бы сложилась его судьба, и какое мировоззрение сложилось в его душе. Бездомному была необходима поддержка Мастера, как и Мастеру нужно было выговориться, поделиться с кем-нибудь своей жизненной философией…