400 школьных сочинений - Левина Е.В., Комлякова Е.А. 2006

М. А. Булгаков
Жанровые особенности романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из наиболее значительных творений мировой литературы XX в. В этом произведении писатель расширил жанровые границы литературного романа, сумев первым среди многочисленных писателей двадцатого столетия достичь органического соединения исторического, философского и сатирического начал.

Другой немаловажной особенностью романа является проведение параллели между двумя мирами — миром Ершалаима и миром Москвы двадцатого столетия. Промежуток времени, разделяющий ершалаимских и московских героев, составляет приблизительно две тысячи лет. Но это не помешало М. А. Булгакову найти в их мировоззрении, поведении, отношении к правящему режиму некие точки соприкосновения. Именно эти жанровые особенности «Мастера и Маргариты» делают роман явлением новым, самобытным, интересным читателю.

В описании ершалаимских сцен, в создании героев того времени — Иешуа Га-Ноцри, Понтия Пилата, Левия Матвея — Булгаков опирается на множество исторических источников. Но, пожалуй, главным источником при работе над романом для Михаила Афанасьевича стал труд британского епископа Ф. Фаррара «Жизнь Иисуса Христа», который всячески призывал к сохранению и возрождению основ евангельских традиций, защите их от критических нападок.

Невероятно велико не только историческое, но и философское содержание романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Идеи гуманизма и антигуманизма в поведении людей автор пронес через все произведение. Предметом рассуждений Га-Ноцри и Мастера являются такие философские категории, как смысл жизни, мрак и свет, добро и зло, красота и уродство, любовь и ненависть в их абсолютном значении.

Объектом сатиры М. А. Булгакова в романе становятся приспособленцы в литературе и искусстве, бюрократы, паразитирующие на золотой жиле культуры. Не оставляет без ревностного внимания автор и обширный слой мелких служащих, существующих при таких никчемных литературных учреждениях, как МАССОЛИТ. Булгаков беспощадно высмеивает мелочность, жадность и скупость людей. Ему ненавистен соблазн героев перед бесплатными нарядами, парфюмерией, казенными червонцами, щедро раздариваемыми мистической шайкой.

Однако роман «Мастер и Маргарита» — это еще и роман любовный, фантастический. История любви героев полна страсти и романтики, полного взаимопонимания и согласия, а также ссор, загадок и недомолвок.

Булгаковский Мастер — философ, он равнодушен к радостям семейной жизни, он не помнит имени своей бывшей жены, он — житель собственного маленького замкнутого мира. Мастер сильно разочарован в жизни, последние годы ему постоянно не везло: не везло в любви, не везло в работе. Маргарита в изображении автора — прямая противоположность Мастеру, она красива, легкомысленна, общительна, полна счастья и радости. Ее жизненная энергия питает и Мастера, после встречи с Маргаритой он вновь начинает работать над своим произведением.

Любовь Мастера и Маргариты не предполагала земного семейного счастья, окончательно соединиться герои смогли только в потустороннем мире Воланда. Мистические силы в романе выступают в роли своеобразного связующего звена между древним и современным мирами. Воланд в «Мастере и Маргарите» не без юмора обнажает перед нами великое множество людских пороков. Однако в отношении Воланда сам Булгаков не позволяет себе иронии. Воланд — это князь тьмы, он олицетворяет вечность. Этот герой предстает тем вечно существующим злом, без которого немыслимо существование добра, добра чистого и искреннего. В целом изображение демонов, нечистой силы в русской и мировой литературе имеет многовековую традицию.

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» многолик, как само искусство, — это романтика и реализм, живопись и ясновидение, история и философия.

Булгаковский роман — это роман-тайна. Далеко не все его литературные линии осмыслены и освоены. Современным читателям произведения «Мастер и Маргарита» суждено по-своему прочесть и воспринять, открыть для себя новые ценности и идеалы, таящиеся в глубине романа.