400 школьных сочинений - Левина Е.В., Комлякова Е.А. 2006
«Поэтическая сила» былины (былина «Вольга и Микула Селянинович»)
О далекой истории Руси мы узнаем не только из летописей, сухо излагающих конкретные события, но и из проникновенных, полных поэтической выдумки былин и сказок. Героями былин становились и воины-богатыри, и обыкновенные землепашцы. Общим у них было одно качество: любовь к родине и желание в любую минуту встать на ее защиту.
Когда воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное...
Такими словами начинается русская былина «Вольга и Микула Селянинович».
Язык былины отличается необыкновенной образностью, которая достигается за счет большого количества сравнений и эпитетов. Долгое время, передавая из уст в уста сказания и былины, люди изменяли текст, подбирая все более и более выразительные образы.
Очень ярко описана в былине природа. Например: «воссияло солнце красное» — как красиво и, главное, сильно сказано. Я сразу представляю себе, как восходит солнышко, такое доброе и теплое — «красное», то есть красивое. Наши предки обожествляли солнце, ведь оно — источник жизни на земле, щедро дарящий всем свое тепло. Восходит оно на «небушко на ясное» — я представляю себе кристально чистое голубое небо, на котором нет ни облачка, и оно такое прозрачное-прозрачное. И все: я уже практически «живу» в былине, я жду: а что же будет дальше?
А дальше:
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.
Ведь как здорово, не правда ли? Рождение былинного богатыря сравнивается с восходом солнца — сразу понятна значимость этого героя, его высокое положение. Так же, очень ярко и сильно, описана пора взросления Вольги. Сравнение князя с солнцем — прием, характерный для русских былин.
В былине очень ярко подчеркивается мощь и сила другого богатыря — Микулы Селяниновича. Сначала Вольга с дружиной только услышали «оратая»:
Орет в поле оратай, посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают.
Казалось бы, спустя некоторое время они уже должны были его увидеть — но нет! Чтобы увидеть пахаря, им пришлось ехать целых три дня. Богатырь-пахарь был наделен такой невообразимой силой, что шум от его работы раздавался на огромное расстояние, и пахал он так быстро, что даже княжеская дружина не смогла догнать обычного пахаря.
И так вся былина: что ни слово — то образ, да еще какой! Например:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
Мне кажется, лучше сказать просто невозможно. Я искренне восхищаюсь произведениями народного творчества и считаю их вершиной всего искусства вообще. Они создавались веками и вобрали в себя всю мудрость русского народа. Это относится как к народным песням и музыке, так и к былинам, которые в народной традиции исполнялись как песня и чаще всего сопровождались игрой на гуслях.
Центральным моментом былины является, как мне кажется, эпизод, где описывается, как вся дружина Вольги пытается выдернуть из земли соху Микулы и не может этого сделать. А сам Микула с легкостью
...одной рукой,
Сошку из земли он повыдернул...
Бросил сошку за ракитов куст.
Я думаю, что образ Микулы символизирует весь простой народ, народ-богатырь, который является истинной опорой Русского государства, в отличие от князя Вольги и его дружины. Даже лошадь Микулы Селяниновича ему под стать: она еще только «идет ступью», а конь Вольги уже за ней не успевает и поэтому «поскакивает», а уж когда «у оратая кобыла грудью пошла», Вольгин конь и вовсе «да оставается». И очень характерно заканчивается былина: Вольга интересуется, как же зовут такого могучего богатыря? На что Микула ему дает ответ, но какой! Он не просто говорит: «Я такого-то «роду-племени«, зовут меня так-то и так-то». Нет! Он представляет себя неразрывно связанным с простым народом, с «мужичками», такими же пахарями, как и он сам:
...А тут станут мужички меня похваливати:
«Молодой Микула Селянинович!»