400 школьных сочинений - Левина Е.В., Комлякова Е.А. 2006
И. С. Тургенев
Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа
Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является борьба двух противоположных «лагерей»: либерального дворянства и революционно настроенных молодых демократов, «отцов» и «детей». Подобного рода конфликт ярко отражает само название романа — «Отцы и дети».
Тургенева по праву можно считать художником человеческих образов. На страницах романа мы встречаем целую галерею по-своему ярких личностей — это и типичные представители лагеря «отцов» — Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы, образованные и глубоко интеллигентные люди, и яркие и самобытные приверженцы «молодой» идеи, как, например, главный герой романа Евгений Базаров.
Но, как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обстановку в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. Последняя занимает особое место в произведении писателя, выступая в роли едва ли не главного персонажа романа.
Практически все произведения Тургенева отличаются великолепными пейзажными зарисовками, на страницах его прозы — масса описаний, подобных следующему: «все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все — деревья, кусты и травы...».
И на фоне прекрасной природы Тургенев в романе «Отцы и дети» рисует картину действительности — русскую деревню с «низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», с «покривившимися молотильными сарайчиками с плетеными из хвороста стенами и зевающими воротцами», с ее невежеством, бескультурьем, нищетой и полной разрухой.
Резко контрастирует со столь неприглядными картинами быт аристократов: Николай Петрович играет на виолончели в то время, когда голодные и нищие крестьяне, доведенные до отчаяния, «готовы себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». Рядом с запущенными и полуразвалившимися домиками крестьян мы видим сад Кирсановых с клумбами, с «беседкой из сиреней и акаций», где иногда пили чай и обедали, с дорожками, вымощенными камнем.
Подобного рода противопоставления заметны и в бытовых зарисовках. Изящному кабинету Павла Петровича с «красивыми обоями дикого цвета и с развешанным оружием на пестром персидском ковре», с ореховою мебелью, библиотекой, бронзовыми статуэтками и камином противопоставляются ветхие избенки с провалившимися крышами, разрушенными заборами, за которыми, замечает Базаров, прячутся «скот плохой и лошади разбитые».
Главный герой — нигилист, «новый человек» — Евгений Базаров заявляет: «природа не храм, а мастерская...», но этим словам сам Тургенев не раз дает опровержение. Так как действие романа происходит в деревне, то наряду с поистине ужасными картинами быта автор рисует целую галерею великолепных пейзажей: леса, поля, овраги...
Эти картины подспудно убеждают нас в ложности убеждений Базарова: природа — храм, а отнюдь не мастерская. И только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним способно принести человеку истинное счастье. Тургенев с особой нежностью создает образ Николая Петровича Кирсанова, человека, замечающего и обожающего красоту природы, человека, не понимающего, «как можно не сочувствовать природе»
Задумываясь над финалом романа, невольно приходишь к следующему выводу: Пушкин и игра на виолончели гораздо важнее всей «полезной» деятельности Базарова. Скоропостижная смерть героя заставляет задуматься: «А нужен ли был такой человек своей эпохе?».
Описывая могилу Базарова, так яростно отрицавшего природу, Тургенев снова рисует пейзаж: «Но между ними (могилами) есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по ее краям...». Только непритязательные ели способны прижиться на земле, под которой покоится тело человека, отрицавшего величие природы — самого удивительного из всего того, что есть на свете.