Школьные сочинения по литературе - Ахматова Анна 2020
Судьба поколения в поэзии Анны Ахматовой
Я — голос ваш, жар вашего дыханья,
Я — отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья,
Ведь все равно я с вами до конца.
А. Ахматова
Анна Ахматова вошла в русскую поэзию в начале XX века как самый тонкий лирик, которая искренне и страстно выразила переживания влюбленной женщины. Но уже в 20-е годы она сумела создать стихи, ставшие вершинами гражданской и философской поэзии прошлого столетия. Ахматова смогла говорить от имени всего поколения - поколения, чья жизнь была перевернута Первой мировой войной и революцией.
Ахматова описывает обстановку известной петербургской литературной кофейни "Бродячая собака", куда ходили тогда известные поэты. Это был 1913 - последний год относительно спокойной жизни. Ахматова восприняла начало войны как огромное народное бедствие:
Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над ребятами солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.
Может, именно в это время утонченная петербургская поэтесса ощутила себя частью русского народа, поняла, что теперь ей суждено нести в душе и выражать в слове его беды. После революции часть интеллигенции оказалась в эмиграции. Предлагали уехать и Ахматовой. Она понимала, что жизнь будет сложной и горькой, но не представляла она себя не в России:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид".
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Она осталась. Осталась сохранять русское слово, вековые традиции русской культуры, традиции гуманизма нашей великой литературы XIX века. И она прошла путь до конца, не жалуясь ни на что:
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
("Не с теми я, кто бросил землю ...")
Анна Ахматова сполна получила за свое нежелание воспевать советскую власть. Репрессировали сына и мужа, долгие годы травили ее саму. Она действительно разделила судьбу поколения. И не просто разделила. Ахматова, как древняя плакальщица, сумела оплакать невинные жертвы, которые бесследно погибли в тюрьмах и лагерях. В 30-е годы был написан "Реквием" - поэма, о которой тогда знали лишь немногие верные друзья. Ахматова сумела найти точные слова, чтобы сказать о тех, кого увозили ночью на черных грузовиках, и о тех, кто стоял в тюремных очередях, надеясь услышать хоть слово о судьбе мужа, отца или брата:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Ахматова не только оплакивала свое поколение. В начатой в 1940 году "Поэме без героя" одним из лейтмотивов был маскарад, который несется мимо жизни. Накануне грозной войны поэтесса возвращается в другое время, в то "до войны", когда поколению был нанесен первый удар:
Словно в зеркале страшной ночи,
И беснуется и не хочет
Узнавать себя человек, -
А по набережной легендарной
Приближался не календарный –
Настоящий Двадцатый Век.
Все закончилось, все отодвинулось на второй план - любовные драмы, творческие кризисы. Большая беда уравняла невиновных и виновных. Таким же большим бедствием - Великой Отечественной войной - завершились мрачные тридцатые годы. И Анна Ахматова в годы войны писала весомо и просто, олицетворяя женскую мужественность:
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
("Клятва")
Жизнь Ахматовой могла бы показаться компромиссом. Но на самом деле ее верность себе и своему поколению - основа нашей нравственности, нашей литературы, нашей жизни. Ахматова сумела донести до нас всю правду о своем поколении и стать его честным и чистым голосом.