Школьные сочинения по литературе - Ахматова Анна 2020


Судьба поколения в поэзии Анны Ахматовой

Я — голос ваш, жар вашего дыханья,
Я — отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья,
Ведь все равно я с вами до конца.

      А. Ахматова

 Анна Ахматова вошла в русскую поэзию в начале XX века как самый тонкий лирик, которая искренне и страстно выразила переживания влюбленной женщины. Но уже в 20-е годы она сумела создать стихи, ставшие вершинами гражданской и философской поэзии прошлого столетия. Ахматова смогла говорить от имени всего поколения - поколения, чья жизнь была перевернута Первой мировой войной и революцией.

 Ахматова описывает обстановку известной петербургской литературной кофейни "Бродячая собака", куда ходили тогда известные поэты. Это был 1913 - последний год относительно спокойной жизни. Ахматова восприняла начало войны как огромное народное бедствие:

Можжевельника запах сладкий

От горящих лесов летит.

Над ребятами солдатки,

Вдовий плач по деревне звенит.

 Может, именно в это время утонченная петербургская поэтесса ощутила себя частью русского народа, поняла, что теперь ей суждено нести в душе и выражать в слове его беды. После революции часть интеллигенции оказалась в эмиграции. Предлагали уехать и Ахматовой. Она понимала, что жизнь будет сложной и горькой, но не представляла она себя не в России:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: "Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид".

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

 Она осталась. Осталась сохранять русское слово, вековые традиции русской культуры, традиции гуманизма нашей великой литературы XIX века. И она прошла путь до конца, не жалуясь ни на что:

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

("Не с теми я, кто бросил землю ...")

 Анна Ахматова сполна получила за свое нежелание воспевать советскую власть. Репрессировали сына и мужа, долгие годы травили ее саму. Она действительно разделила судьбу поколения. И не просто разделила. Ахматова, как древняя плакальщица, сумела оплакать невинные жертвы, которые бесследно погибли в тюрьмах и лагерях. В 30-е годы был написан "Реквием" - поэма, о которой тогда знали лишь немногие верные друзья. Ахматова сумела найти точные слова, чтобы сказать о тех, кого увозили ночью на черных грузовиках, и о тех, кто стоял в тюремных очередях, надеясь услышать хоть слово о судьбе мужа, отца или брата:

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

 Ахматова не только оплакивала свое поколение. В начатой в 1940 году "Поэме без героя" одним из лейтмотивов был маскарад, который несется мимо жизни. Накануне грозной войны поэтесса возвращается в другое время, в то "до войны", когда поколению был нанесен первый удар:

Словно в зеркале страшной ночи,

И беснуется и не хочет

Узнавать себя человек, -

А по набережной легендарной

Приближался не календарный –

Настоящий Двадцатый Век.

 Все закончилось, все отодвинулось на второй план - любовные драмы, творческие кризисы. Большая беда уравняла невиновных и виновных. Таким же большим бедствием - Великой Отечественной войной - завершились мрачные тридцатые годы. И Анна Ахматова в годы войны писала весомо и просто, олицетворяя женскую мужественность:

И та, что сегодня прощается с милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

      ("Клятва")

 Жизнь Ахматовой могла бы показаться компромиссом. Но на самом деле ее верность себе и своему поколению - основа нашей нравственности, нашей литературы, нашей жизни. Ахматова сумела донести до нас всю правду о своем поколении и стать его честным и чистым голосом.