Школьные сочинения по литературе - Ахматова Анна 2020
Основные мотивы лирики А. Ахматовой
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебниках дети.
А. Ахматова
Чем живет человек? Наверное, любовью. Любовью к людям, верой в будущее, надеждой на лучшее. Возможно, именно потому, что все эти спутники любви Анна Ахматова всегда несла в своем сердце, она и прожила долгую жизнь, человеческую и творческую. Эта замечательная талантливая женщина донесла до нас литературные достижения своей эпохи, которая появилась на пересечении двух веков. Поэтому поэтесса вобрала в свое творчество и развила достояние и своих предшественников, и своих современников. И нынешнее поколение увлекается творчеством Анны Ахматовой, ее стихи дошли до сердца каждого читателя.
"Есть три эпохи в воспоминаниях", - сказала Ахматова в одном из стихотворений. Возможно, это случайность, но и судьба ее тоже распределилась на три периода.
Первый - юный, начальный, отразился в "Вечером", "Четки", "Белой стаей» - произведениями, такими близкими к поэтической классике XIX века.
Поэзия А. Ахматовой возникла в лоне так называемого «серебряного века». Во время выхода в свет ее первого поэтического сборника, поэтесса очутилась среди больших и ярких поэтов, среди которых были Брюсов и Бальмонт, Белый и Сологуб, Гумилев и Иванов, а впоследствии - Маяковский, Мандельштам, Цветаева и Есенин. Она черпала из достижений "серебряного века" чрезвычайную словесную культуру и дух новаторства.
Лирика Ахматовой этого периода - это лирика любви. Но тема любви в ее произведениях значительно глубока и более значима традиционными представлениями, ведь не слабостью личности обозначена она, а чрезвычайной силой воли. Ее лирическая душа выступает мятежной и независимой, а не подавленной и покорной. Поэтому тень внутреннего благородства сказывается даже на страданиях. Чувства поэтессы обращены к различным героям, слитых в единый образ большой настоящей любви, не временной и мгновенной, а всеобъемлющей и внутренне необходимой.
Ты, росой окропляющий травы,
Вестью душу мою оживи, -
Не для страсти, не для забавы,
Для великой земной любви.
("Эта встреча никем не воспета ...")
Есть еще одна неповторимая черта интимной лирики Ахматовой этого периода - устами поэтессы заговорила женщина, которая из объекта поэтического чувства превратилась в лирического героя. К тому же интимная лирика впитала и черты гражданской поэзии. Наиболее популярным в годы Первой мировой войны стало стихотворение "Утешение".
Вестей от него не получишь больше,
Не услышишь ты про него.
В объятой пожарами, скорбной Польше
Не найдешь могилы его.
Ее основные поэтические ощущения тех лет - ощущение общественной нестабильности и приближение катастрофы. Вся дореволюционная лирика Анны Ахматовой отображала драматическую эпоху противоречий. И поэтому неудивительно, что ощутимые здесь нотки ужаса привели к поискам спасения в религии, а жестокое самоистязание - к мысли о моральных обязанностях художника перед обществом.
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены - и это знаем сами -
Мы расточать, а не копить.
Или один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
("Нам свежесть слов и чувства простоту...»)
Стихотворение "Мне голос был. Он звал утешно...» - одно из самых ярких произведений революционного периода. Ведь здесь страстно и понятно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, колебалась, искала, не находила, но делала свой выбор: оставалась вместе со своей страной и своим народом.
Второй период творчества, который пришелся на послереволюционный голод, разруху, когда старая жизнь была разрушена, а новая только началась, Анна Ахматова благословила вечную и новую мудрость жизни (стихотворение "Все расхищено, предано, продано..."). В стихотворениях сборников "Подорожник" и " Anno Domini " так много светлых и радостных строк, что начинаешь понимать: поиски нового и целостного поэтесса совершает через гражданские и философские размышления. Даже интимная лирика этого периода приобрела более духовный характер. А драматические тридцатые годы наполнились ощущением новой трагедии - мировой войны. На тревожно-суровом фоне войны и личных потрясений Ахматова обращается к фольклорным источникам народного плача и библейским мотивам. Здесь состоялся бурный всплеск ее творчества и вылился в разоблачение двух больших трагедий - Второй мировой войны и войны преступной власти со своим народом.
Нет! И не под чуждым небосводом
И не под защитой чуждых крыл -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
("Так зря мы вместе бедовали...")
Но личное горе не разъединило ее с собственным народом в годы Великой Отечественной. Период эвакуации был глубоко философским. Конец войны наполнился солнечной радостью и воодушевлением.
Поздняя поэзия стала поэзией переосмысления и прощания с прошлым.
Развитие ахматовской поэзии на протяжении всей жизни автора проходило на основе отечественной культуры. Титулованная когда-то званием "Сафо XX века", Анна Ахматова вписала в Книгу Любви новые страницы, отмеченные глубоким психологизмом и меткостью.
Поэзия Ахматовой - неотъемлемая часть современной российской и мировой культуры.