Школьные сочинения по литературе - Пушкин Александр 2020
Духовный мир человека в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин»
"Евгений Онегин" является основным произведением А. С. Пушкина. Работа над романом продолжалась почти восемь лет (1823 - 1830), в период наивысшего расцвета таланта великого русского поэта. В романе нашел свое наиболее полное воплощение один из самых значимых замыслов поэта: дать образ "героя времени", типичный портрет современника - человека XIX века.
Пушкин выбирает метод "объективного изображения" и изобретает целый ряд приемов, которые помогают ему воссоздать сложный и противоречивый внутренний мир героев. Роман начинается внутренним монологом героя. Из этого краткого монолога читатель сразу составляет представление о герое, его характере. Онегин - эгоист, скептик, даже циник, который прекрасно разбирается в "низком лукавстве» - лицемерии патриархальных отношений. Истинное отношение героя к немощному дяде ясно с первых же слов. Вместе с тем Онегин считает себя обязанным подчиниться патриархальным обычаям, то есть в свою очередь лицемерить, правда, не скрывая при этом страшной скуки. Так же поведет себя герой в один из самых ответственных моментов своей жизни - в эпизодедуэли с Ленским. Онегин прекрасно понимает, что был неправ, шутя злостно о страстной любви Ленского, к которому испытывал искреннюю привязанность. Но он не только принимает вызов на дуэль, но и стреляет в друга и убивает его. Автор не романтизирует своего героя и не скрывает его существенных недостатков. Он не случайно рассказывает о прошлом Онегина. Читатель узнает, как формировался его характер: узнает о достаточно беспорядочном воспитании на заграничный манер, тщеславную светскую жизнь. Читатель видит, что никаких несчастий с героем не случалось, наоборот, он имел все удовольствия от жизни, которые только могли быть доступны человеку его возраста и его социального положения. То есть Онегин - личность довольно типичная для определенного общественного круга.
Однако Онегин - не просто «повеса молодой". Автор подчеркивает и положительные стороны его характера: Онегину присущи «души высокие порывы", имеет пытливый ум и интеллектуально на голову выше, чем многие из молодых людей его круга. Но скука, отсутствие деятельности, неудовлетворенность средой, окружающим миром опустошают душу героя. Характер его, очерченный уже в первой части романа, дорисовывается, четко проявляется в дальнейших частях. Основной художественный прием, благодаря которому рельефно раскрывается характер Онегина - прием контраста. На контрасте - сопоставлении противоположностей - строятся не только отношения главного героя со средой. Грубые невежды - светское общество является лишь фоном картины. На первом плане - сопоставление с людьми, наиболее близкими герою - Ленским и Татьяной. Онегин и Ленский - представители молодой России. Первый - разочарованный скептик, второй - пылкий романтик. В нескольких строках Пушкин кратко, но точно определяет причину пылкого романтизма Ленского:
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Оторванность от реальной жизни, мечтательность Ленского Пушкин подчеркивает выразительной подробностью: он выбирает не поэтическую, непохожую на других Татьяну, а "озорной кокетку" Ольгу.
Рядом с образом "главного героя", Татьяна - важнейший и значимый образ произведения. Взаимоотношения Онегина и Татьяны составляют основную сюжетную линию романа в стихах. И именно в этом сюжете представлены наиболее четкий ответ на вопрос, который он, главный герой современности, почему он так тоскливо одинок. Автор раскрывает богатый духовный мир героини: ее душевное благородство, ее искренность, глубину чувств, верность, чувство долга. Онегин и Татьяна - две силы, которые дополняют друг друга. Он - олицетворяет движение, беспокойство, неустанный поиск; она - постоянство, верность. Татьяна предпочла человека несчастного, разочарованного, неудовлетворенного, но только такого человека она и могла полюбить. Ее "русскую душу" не мог очаровать герой вроде Ленского, потому что его порывы были чужды ее натуре, «иностранные». Тоску Онегина, его чисто русскую "хандру", она почувствовала душой. Но став уже взрослым, утвердившись в своих моральных принципах, она не могла следовать за ним. Онегин не нашел того, что искал, он все еще недоволен ни собой, ни миром. Он возвращается к великосветскому обществу, а его жизнь будто идет по кругу. Когда Онегин видит Татьяну в великосветском зале, он и узнает ее, и в то же время не узнает. На первый взгляд, она очень изменилась, но на самом деле она осталась неизменной: та же простота, искренность, достоинство. И Онегин почувствовал это. Почувствовал, что в Татьяне изменились лишь внешние проявления сущности его души. Так же почувствовала и Татьяна, что никаких существенных изменений во внутреннем мире Онегина не произошло. Они любят друг друга, но никогда не будут вместе, потому что для каждого из них единение было бы предательством собственного внутреннего мира.
Интересное замечание по поводу характера Татьяны сделал Достоевский: "Я вот как думаю, как бы Татьяна даже стала свободной, как бы умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда бы она не пошла за Онегиным. Надо же понимать всю суть ее характера". Автор оставляет своего героя в момент наивысшего душевного напряжения: последние слова Татьяны не оставили ему никакой надежды на личное счастье. Наверное, автор преднамеренно именно в этот момент обрывает свой рассказ о герое. И вовсе не потому, что не мог предложить Онегину "поле деятельности" или из цензурных соображений не мог написать правды. После такого потрясения, возможно, первого в жизни героя настоящего страдания, Онегин должен был искать собственный выход из ситуации.
Неопределенность судьбы главного героя была необходима Пушкину хотя бы потому, что она заставляла задумываться читателей и открывала творческое пространство для самого автора.
На страницах романа "Евгений Онегин" отображен сложный духовный мир главных героев. Три основные фигуры "молодой России" олицетворяют три направления духовных поисков. Гениальным чутьем Пушкин почувствовал, какое колоссальное значение для современности и для будущего России приобретает тип человека, представленный в образе Евгения Онегина. На него возлагает поэт все свои надежды.