Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс - Е. В. Пантелеева, С. Н. Бердышев 2012

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)
«Цифры»

Глава I

Небольшое вступление, дающее краткое представление о содержании рассказа. Автор делится своими мыслями о детях и детстве, сетует на то, как трудно при воспитании детей быть рассудительным и «очень, очень умным дядей». Писатель как бы задается вопросом о разумности существующих методов воспитания.

Глава II

Описываются события, предшествовавшие ссоре дяди и племянника. Мальчик Женя просит купить ему бумагу и карандаши, чтобы в один день «выучиться читать, рисовать и писать цифры». Дядя из лени откладывает это на завтра, заставляя ребенка томиться в ожидании.

Глава III

Чтобы унять свою энергию, Женя принимается громко кричать и топать в пол. Рассерженный дядя шлепнул ребенка и вытолкал из комнаты.

Глава IV

Ребенок плачет о своем большом горе. Взрослые — дядя, мама и бабушка — стараются продолжить беседу, изображая, будто ничего не произошло, и пытаются оправдать предпринятые ими «воспитательные меры».

Глава V

Наконец плакавший мальчик затих, занявшись нехитрой игрой в коробочки. Дядя решает «выдержать характер» и не спешит помириться с ребенком. Взрослые делают вид, что забыли о малыше.

Глава VI

Политика взрослых принесла свои результаты: «самолюбие» ребенка было сломлено, и он в надежде на возможное счастье смирился с наказанием, смирился с необходимостью вести себя благовоспитанно.

ГлаваVII

Ребенок делает первый шаг к примирению, и дядя, несмотря на то, как противна ему эта роль, делает «притворнопечальное лицо». Наконец он смилостивился. Испытывая огромную радость от счастья племянника, дядя обучает его цифрам.