Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс - Е. В. Пантелеева, С. Н. Бердышев 2012

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877)
Лирика

Лирика Н. А. Некрасова посвящена народу, проникнута мыслями о народе, его судьбой — настоящей и будущей. В своих произведениях поэт задается вопросами о предназначении поэзии, о судьбе русского народа, о будущем. Народные произведения поэта начинаются со стихотворения «В дороге». Многие его стихи объединяет образ дороги, как чего-то, что связывает прошлое, настоящее и будущее. Поэт ведет беседы с простыми мужиками, крестьянами, ямщиками, пока их ведет дорога. И образ дороги имеет несколько философский и условный смысл. Некрасов, как поэт, очень тонко и чутко реагирует на малейшие изменения, которые присутствуют в простой крестьянской жизни. Поэта притягивает личность крестьянина с его простотой, бесхитростным мышлением. В каждом простом человеке Некрасов улавливает нечто индивидуальное и то неповторимое, что в совокупности составляет характер всего русского народа. Стихотворения «Тройка», «Размышления у парадного подъезда», «Несжатая полоса», «Еду ли ночью по улице темной.» полны глубокого драматизма изображения жизни простого человека, его народной доли.

Стихотворение «Тройка» напоминает песню, хранит в себе традиции крестьянского фольклора. Поэт рисует образ крестьянской девушки, которая мечтает о любви, задается вопросами, о которых девушка пока еще не задумывается:

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?..

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?..


Но судьба ее решена — впереди незавидная и тяжелая доля крестьянки:

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

И схоронят в сырую могилу,

Как пройдешь ты тяжелый свой путь.


Судьбу русской женщины Некрасов с горечью описывает и в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…»:

С детства судьба невзлюбила тебя:

Беден и зол был отец твой угрюмый,

Замуж пошла ты — другого любя.

Муж тебе выпал недобрый на долю:

С бешеным нравом, с тяжелой рукой;

Не покорилась — ушла ты на волю,

Да не на радость сошлась и со мной.


Судьба крестьянской женщины глубоко волнует Некрасова, а Муза поэта — отражение этого женского образа. Образ Музы печален, и Муза призвана, чтобы:

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира —

Чему достойнее могла служить бы лира?..


Тяжелая доля крестьянина особенно трагически воспета Некрасовым в стихотворении «Несжатая полоса». Русский мужик сломлен непосильным трудом, и нет для него выхода.

Поэзии Некрасова свойственна покаянная лирика, в которой присутствует тема смерти, смысла жизни, нравственного идеала, и сколь горьки строки:

Умру я скоро… Жалкое наследство,

О родина, оставлю я тебе…


В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов рассуждает о гражданственности и ее отношении к искусству.

Гражданин призван обличать зло, принять активную гражданскую позицию:

Идти в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь.

Иди и гибни безупречно.

Умрешь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь…


В то же время Некрасов заставляет нас задумывается о роли поэта и его предназначении. Образ гражданина положителен, быть гражданином — призвание любого человека:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.


Важна для Некрасова и тема предназначения поэта и тема военного времени, и тема русской природы, и, конечно, тема Родины. Стихотворения Некрасова напоминают народные песни — такие же грустные, протяжные и мелодичные, как и душа русского народа. Голоса героев стихотворений и самого поэта перекликаются, Некрасов заставляет читателя проникнуться народным взглядом на жизнь. Вся духовная сила России заключена в ее народе. За трагедией отдельного человека поэт видит трагедию всего русского народа. Поэт поистине обогатил литературный язык, включив в него фольклорную лексику, придав интонацию песенных мотивов. Язык Некрасова необыкновенно поэтичен. Некрасов — поэт-гуманист, продолжатель традиций лучших произведений отечественной классики.