ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОЙ РАВНИНЫ. ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ - КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ - ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

География России - Природа 8 класс

ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОЙ РАВНИНЫ. ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ - КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ - ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

Задачи: дать оценку природным ресурсам; показать величину антропогенной нагрузки на ландшафты Восточно-Европейской равнины; раскрыть сущность экологических проблем, помочь учащимся в творческом поиске предложений по их решению.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Природные комплексы Русской равнины».

Возможные варианты проверки:

1. Индивидуальный устный опрос.

- Какие зональные природные комплексы выделяют на Русской равнине?

- Какие из них занимают наибольшую площадь, наименьшую?

- Охарактеризуйте тундру и лесотундру Русской равнины.

- Сравните природные условия тайги и степей.

- Объясните, как изменение хотя бы одного из компонентов природы, например, коэффициента увлажнения, меняет облик всего природного комплекса.

- Какие из природных комплексов наиболее изменены человеком?

2. Проверка практической работы.

3. Проверочная практическая работа на контурной карте (с. 48-50 в рабочей тетради на печатной основе) по вариантам или одному варианту по выбору учителя.


II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Вводная беседа необходима, чтобы актуализировать понятие «природные ресурсы» и вспомнить, на какие группы они делятся, что лежит в основе классификации, а также способы рационального использования. В процессе беседы учащиеся делают заготовку таблицы «Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины».


III. Получение новых знаний.

1. Так как тема «Природные ресурсы» изучалась учащимися сравнительно недавно, повторение не должно вызвать затруднений. Поэтому заполнение таблицы лучше провести в виде самостоятельной практической работы. Учащиеся работают с текстом учебника (с. 164-166) и с картами атласа. На это отводится 15-20 минут. В готовом виде таблица должна выглядеть следующим образом:


Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины


Природный ресурс

Расположение на территории Русской равнины

Использование ресурса человеком

Минеральные ресурсы:

1) железные руды


Курская магнитная аномалия (КМА)


Сырье для металлургии

2) каменный уголь

Воркута

Топливо

3) бурый уголь

Подмосковный бассейн

Топливо

4) нефть

Урало-Вятский, Тимано-Печорский, Каспийский бассейны

Топливо, сырье для химической промышленности

5) горючие сланцы

Ленинградская область, окрестности Самары

Топливо

6) строительные материалы (пески, глины, известняк и др.)

Повсеместно

Строительство, сырье для промышленности строительных материалов

7) апатитово-нефелиновые руды

Кольский полуостров и Карелия

Получение алюминия, сырье для стекольной промышленности, производства химических удобрений

8)граниты

Кольский полуостров, Карелия

Строительство, отделка зданий, мостовых и проч.

9) поваренные и калийные соли

Озера Эльтон, Баскунчак, камское Предуралье

Сырье для химической промышленности

10) алмазы

Архангельская область

Драгоценный камень

11) фосфориты

Поволжье, Подмосковье

Сырье для химической промышленности

Водные ресурсы

Наиболее богаты в северо-западных и центральных районах

Запасы пресной воды, гидроэнергия, дешевые транспортные пути, рыбные промыслы, места отдыха

Агроклиматические ресурсы

Север лесной зоны (прохладное, влажное лето).

Средняя полоса (плодородные почвы).

Юг

Лен-долгунец, рожь, овес.

Зерновые и кормовые культуры.

Зерновые и технические культуры, садоводство и бахчеводство

Лесные ресурсы

Таежные и смешанные леса

Ценная древесина, пушнина, грибы. Ягоды, лекарственные растения, сырье для химической промышленности

Рекреационные ресурсы

Повсеместно, но не очень хорошо освоены

Туризм, отдых, лечение и оздоровление населения


2. Проблемы рационального использования природных ресурсов также рассматривались учащимися ранее, поэтому учитель должен акцентрировать внимание на экологических проблемах Восточно-Европейской равнины, например, можно рассказать о проблемах Нечерноземья.

Учитель. В настоящее время территория Восточно-Европейской равнины густо заселена, ее природные ресурсы интенсивно используются. Ощущается дефицит воды, атмосфера испытывает сильное загрязнение, особенно в районах с развитой химической промышленностью. Плодородные почвы подвержены эрозии, беспощадно вырубаются леса.

Территория Нечерноземья была достаточно освоена человеком издавна. Пашни чередовались с лесами и лугами. Множество сел и деревень расположились вдоль рек и около озер. Здесь выращивали устойчивые урожаи ржи, льна, изделия из которого славились на весь мир. Большое количество скота обеспечивало население продуктами питания. Однако в дальнейшем сложившаяся система рационального ведения хозяйства была разрушена. Причинами этому послужили сначала коллективизация, затем бездумное укрепление сел, объявление многих деревень неперспективными. Большинство населения ушло в города. Исчезли тысячи деревень, которые раньше кормили и себя, и городских жителей.

В последние годы были выделены большие средства для мелиорации земель Нечерноземья. Каков же результат? Результат печальный, потому что вместо комплексной проводится только водная мелиорация, т. е. либо осушение, либо обводнение. Это приводит не к улучшению, а к ухудшению земель. «В Нечерноземной зоне - это массовое их иссушение или заболачивание. ... немало земель полностью потеряли свое плодородие. Истреблены реки, ручьи, родники, верховые болота. ... спрямлялись русла рек, осушались верховые болота, а именно они - хранители наших вод. Все обернулось тем, что затраченные миллиарды рублей не дали повышения продуктивности сельского хозяйства» (Лемешев М. Я. Пока не поздно. - М.: Молодая гвардия, 1991). Нечерноземье - наш резерв. При правильной организации хозяйства оно может быть возрождено для полнокровной жизни.

На территории Русской равнины созданы заповедники, где сохраняются участки уникальных природных ландшафтов, редкие виды животных и птиц. Например, заповедники Кандалакшский, Лапландинский, Приокско-террасный, Лосиный остров, Галичья Гора и многие другие.

Можно обсудить с учащимися проблемы Полесья, дать возможность высказаться о положительных и отрицательных сторонах процесса осушения болот. Можно выслушать и обсудить сообщения учащихся об ООПТ Восточно-Европейской равнины (домашнее задание урока № 37).

Для закрепления полученных знаний и их систематизации учитель предлагает ответить на вопросы:

• В чем выражается комплексный подход к проблеме охраны и преобразования природы Нечерноземья и Полесья, а также других районов Восточно-Европейской равнины? Приведите примеры.

• На примере данных территорий покажите, каково соотношение мероприятий по преобразованию природы и мер по ее охране.

• Возможно ли на современном этапе отказаться от мероприятий по преобразованию природы и ограничиться только мерами по ее охране?

Обобщая знания, учащиеся формулируют вывод о необходимости научно обоснованного подхода к решению проблем преобразования природы с учетом всех взаимосвязей внутри природного комплекса.


IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 29, выполнить задание 4 на с. 48 рабочей тетради на печатной основе (нанести месторождения полезных ископаемых), или задание 3 на с. 49, или задание 2 на с. 50 (по вариантам или по выбору учителя).