Тенденции развития Запада. США и Латинская Америка - США И СТРАНЫ ЕВРОПЫ (1945—2009 гг.)

Всемирная история 10 класс - методическое руководство

Тенденции развития Запада. США и Латинская Америка - США И СТРАНЫ ЕВРОПЫ (1945—2009 гг.)

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями развития стран Запада после Второй мировой войны и отличительными признаками “государств благоденствия”, объяснить им, что под Западом подразумеваются западные страны и США, под Востоком — СССР и страны Восточной Европы, Азии, Африки и остров Куба в Карибском бассейне. Научить делать сравнительный анализ особенностей демократической рыночной и тоталитарной плановой экономики, помочь понять этапы развития “государств благоденствия” и обратить внимание учеников на то, почему эти страны не в состоянии решить все свои проблемы. При объяснении нового материала ученики должны вырабатывать навыки работы с дополнительными источниками, самостоятельно работать на уроке, повышая уровень знаний.

Особое значение необходимо придавать выработке умения при закреплении материала пользоваться историческими фактами; разрабатывать пути повышения уровня знаний через составление таблиц, планов, диаграмм и т. д.

Наглядные пособия: карта, учебник, иллюстрации и др. По ходу урока учащимся нужно разъяснить цели выполнения ими самостоятельных работ и рассказать о способах выполнения различных видов заданий.

Ниже приведены три варианта проведения творческого поиска.

Новый урок начинается с разделения учащихся на несколько групп и распределения заданий между ними.


Вопросы I варианта

1. Какие государства мы относим к “государствам благоденствия”? Дайте их характеристику.

2. В чем их особенность? Подтвердите свои слова фактами и данными из учебника. Объясните значение социальных реформ.

3. В чем причина образования Европейского экономического сообщества? Какова цель его образования? Учитель просит учащихся записать в тетрадь государства, входящие в его состав.

4. Назовите этапы развития “государств благоденствия”. Почему 70-е годы называют “периодом их расцвета”?


Вопросы II варианта

1. Как вы понимаете значение “социальная защита граждан”?

2. Проанализируйте диаграммы показателей бурного роста экономики стран Запада в 50—60-х годах. В чем основная причина бурного развития экономики? Приведите примеры.

3. Объясните значение понятий внешняя торговля, дешевая нефть, расцвет, система социального страхования. Составьте рассказ, используя эти слова.

4. Как вы понимаете слова “регулирование трудовых отношений”?


Вопросы III варианта

1. Какие цели преследовались при заключении Маастрихтского соглашения?

2. Как вы понимаете слова: мировой экономический кризис, инфляция (обесценивание), безработица, консервативная волна, приватизация, жесткая финансовая политика, технологическая революция?

После ответа учащихся учитель может дать краткое толкование слов. Каковы символические признаки технологической революции? В чем смысл компьютеризации? Докажите свою точку зрения.

3. Как вы объясните то, что “государство благоденствия” — альтернатива тоталитарному государству? Перечислите их отличительные признаки.

4. Что вы знаете о проявлении экономического расцвета “государств благоденствия”?


Проведение урока по I варианту предполагает использование метода беседы. Ответы учащихся могут быть в объеме учебного материала, желательно с использованием примеров.

Вопросы II варианта лучше анализировать по диаграммам. Ответы учащихся должны даваться в виде тезисов, небольших рассказов (используя новые термины и понятия).

Урок по III варианту предполагает обязательное подведение итогов. После короткого объяснения учителем темы ученики сами должны подвести итоги, используя новости политики, науки. На подготовку ответа на каждый вопрос уделяется 15—16 мин.

В процессе ответов должен быть задействован весь класс. При обсуждении вопросов определенного варианта ученики той группы активно участвуют в обсуждении, задают вопросы и дают задания слушателям.

Цель урока — получить ответы учеников не только по учебнику, но и прививать умение проводить исследовательскую работу, находить факты, анализировать и делать выводы, выделять главное и использовать необходимое.

Поскольку тема урока рассматривалась по вариантам, то учитель должен обратить внимание на домашнее задание, учащиеся должны прочитать по учебнику подтемы, которые были освещены на уроке.


СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ


Цель урока: познакомить учащихся с географическим и историческим положением США.

Ход урока: проводятся лабораторные (исследовательские) работы. После объяснения новой темы учителем ребята должны выписать новые слова и понятия, определив их значение по толковому словарю. Для рассмотрения новой темы предлагаются следующие задания:

1. Послевоенное положение США (работа по карте).

2. Смена лидера страны и возрастание влияния республиканцев (работа по учебнику). Здесь применяется метод беседы с учениками.

3. Стратегия Трумэна (лекция учителя).

4. Трудовые отношения: “холодная война” и рост шпионажа (работа с документами).

5. О жизни и деятельности Д. Эйзенхауэра (заполнить хронологическую таблицу).

6. Политика Кеннеди. Движение за права человека (работа с документами). Подготовка сообщений о Линдоне Джонсоне.

7. Молодежные движения. Передовые 60-е годы (написать и дать пояснение).

8. “Уотергейстский скандал”. Политика Никсона. Картер (работа с учебниками).

9. Политика Рейгана. США в 90-х годах. Д. Буш, Б. Клинтон, Д. Буш-младший (лекция). Рассказ учителя.

10. Какие проблемы нужно было разрешить странам Азии и Африки после провозглашения независимости?

11. По уровню развития на какие группы можно разделить эти государства?

По ходу урока ученики дают ответы на домашнее задание. Для этого можно остановиться на следующих вопросах:

1. Что мы называем “государством благоденствия”?

2. Равнозначны ли они тоталитарным государствам? Сделайте сравнительный анализ этих систем.

3. Каковы их отличительные признаки?

4. Что вы знаете о европейской интеграции?

Ученики, используя материал учебника, могут рассказать о причинах низкого уровня жизни в СССР и странах Восточной Европы после Второй мировой войны по сравнению со странами Запада.

Продолжая урок, можно начать мысленное путешествие по США. Рассмотрим Аляску, расположенную на северо-западе Штатов. От России ее отделяет Берингов пролив. Давно, а точнее при царице Екатерине II, Аляска была сдана в аренду США сроком на 100 лет, а затем — продана. Сейчас Аляска считается 49-м штатом США. В этом краю вечной мерзлоты свободно чувствуют себя только белые медведи. Полуостров богат природными ресурсами.

Ближе к центру Тихого океана расположены Гавайские острова, которые являются 50-м штатом США. Здесь находится военная база США.

Далее учитель рассказывает о том, что после Второй мировой войны США стали самым мощным государством. Большая часть промышленного производства всех капиталистических стран мира приходится на долю США. Во многих уголках земного шара расположено свыше 500 американских военных баз.

Следует напомнить ученикам о том, что атомное оружие впервые было создано в США. В 1945 г. скончался президент США Ф. Рузвельт, который внес значительный вклад в разгром фашизма во Второй мировой войне. По материалам учебника здесь можно задать вопросы: Какую роль сыграл Ф. Рузвельт в истории США? В чем была основная цель “Нового курса”?

После смерти Ф. Рузвельта к власти пришел Г. Трумэн. Он заявил, что ответственность за судьбу мира берет на себя. Это означало конец политики изоляционизма США. С этого времени США превратились в центр мировой политики. Трумэн, на которого народ возлагал большие надежды, должен был определить стратегию внешней политики страны, а во внутренней придерживаться политики “Нового курса”.

Правительство Трумэна приступило к конверсии военной экономики. (Понятие конверсия пишется на доске и дается объяснение.) Для решения проблем демобилизованных солдат был принят “Билль о правах солдат”. Цель этого закона — помочь бывшим солдатам получить образование, кредиты для постройки дома, открыть свое дело. В 1946 г. был принят закон о трудоустройстве. Введенный в силу в 1948 г., закон дал возможность увеличить размер заработной платы. Стали строиться более дешевые дома. Политика “холодной войны” началась с выступления Трумэна на конгрессе 1947 г., на котором он предложил программу спасения Европы.

Для регулирования трудовых отношений в 1947 г. был принят закон Тафта — Хартли. Предлагается заполнить таблицу 28.


Таблица 28

Вопросы

Закон Вагнера

Закон Тафта—Хартли

Обеспечение работой



Социальное обеспечение



О забастовках




Для заполнения таблицы используются материал учебника и лекция учителя.

Учитель может дать дополнительные сведения о расизме в США, организации ку-клукс-клана, о росте шпионажа, о Маккарти и маккартизме, о великом актере и режиссере Чарли Чаплине.

Заслушав сообщение ученика об Эйзенхауэре, можно задать вопросы. Например: Что вы можете сказать о заслугах Д. Эйзенхауэра перед США?

Дается задание одному из учащихся: подготовить сообщение о Мартине Лютере Кинге, борце против сегрегации (дать пояснение слову “сегрегация”). Можно рассказать о том, как Эйзенхауэр с помощью солдат устроил в штате Арканзас в г. Литл-Рок шесть чернокожих ребят в школу для белых и обсудить это (штат показать по карте.)

Можно предложить написать на доске хронологию пребывания президентов США у власти либо от имени президентов ученики дадут информацию об их президентстве. Например:

Я — Г. Трумэн правил в 1945—1951 гг.

Я — Д. Эйзенхауэр правил в 1952—1956 гг., 1956— 1960 гг.

Я — Д. Кеннеди правил в 1961—1963 гг.

Я — Л. Джонсон правил в 1964—1968 гг.

Я — Р. Никсон правил в 1969—1974 гг.

Я — Д. Картер правил в 1970—1980 гг.

Я — Р. Рейган правил в 1980—1984 гг. и т.д.

Учитель подчеркивает, что смена президентов на законной основе оказала влияние на внутреннюю и внешнюю политику США.

При объяснении политики Д. Кеннеди надо рассказать о космической программе “Аполлон”, принятой при нем, которая завершилась посадкой американских астронавтов на Луну в 1969 г. Учитель просит рассказать о том, что знают ученики по физике и другим предметам о достижениях американцев в космосе. Можно обменяться мнениями по поводу убийства Д. Кеннеди в 1963 г. и деятельности ФБР и ЦРУ.

Из материала учебника ученики могут выяснить, почему программа по ликвидации бедности, предложенная Л. Джонсоном, не была реализована.

Ученикам дается задание прочитать и рассказать о борьбе против любых проявлений расизма.

“О бурных 60-х”, о Р. Кеннеди, М. Л. Кинге и других учитель рассказывает, используя дополнительные сведения.

Обсуждая следующие вопросы: Что такое уотергейт? Что вы скажете о проявлениях американской демократии? Как на деле осуществляются принципы равенства всех перед конституцией? Какие примеры из жизни президентов вы можете привести еще?, ученикам дается толкование термина “импичмент”.

Далее рассказывается о программе Р. Рейгана ООН, направленной против социалистических стран, об опасности новых видов вооружения и об окончании эпохи рейгановской политики.

При рассмотрении новой темы используется политическая карта мира, по которой учитель показывает страны Латинской Америки и приглашает учащихся к беседе: “Как вы сами знаете, мы рассмотрели освободительную борьбу народов Азии и Африки после Второй мировой войны, теперь мы рассмотрим развитие латиноамериканских стран на новом этапе и политику США по отношению к ним”.

Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

1. Особенности развития стран Латинской Америки после Второй мировой войны.

2. Политическое значение взаимоотношений США и стран Латинской Америки.

3. Два направления развития экономики в 50—60-х годах.

4. Политика США.

5. Демократические движения в 80-х годах.

6. Страны Карибского бассейна.

Указанные вопросы по ходу урока можно разделить еще на подвопросы.

Ученики под руководством учителя объединяются в две группы. Первая группа отвечает на вопросы 1, 2, 3, а вторая — на вопросы 4, 5, 6. Для подготовки они используют карту, учебник, документальные материалы, факты и т.п. После их сообщений предлагаются вопросы.

1. Отвечающих просят показать на карте Бразилию, Аргентину и Мексику, назвать самую крупную латиноамериканскую страну и выпускаемую ею продукцию. Ученики должны ответить, что в названных странах выращиваются кофе, какао, выпускаются мясомолочные продукты. В Мексике добываются медь и другие полезные ископаемые.

Высокие цены на них дают возможность национальной буржуазии выталкивать иностранный капитал. В результате выпуска аграрной продукции быстро развивалась национальная экономика.

2. После Второй мировой войны образовались национальные реформистские партии. Их цель — вывести национальную экономику на путь социального прогресса и укрепить единство нации и независимость страны.

— В какой стране Латинской Америки была впервые создана такая партия?

— Как она называлась? Ее главный лозунг?

3. Далее учитель останавливается на событиях в Аргентине. В феврале 1946 г. в Аргентине состоялись общенациональные выборы. Против Перона объединились все политические силы — от консерваторов до коммунистов. Тем не менее, набрав 54% голосов, Перон победил. В чем секрет победы Перона? Какой вклад внес Перон в развитие экономики? Учитель просит ответить на вопросы, используя учебник. Противники Перона, — указывает учитель, — в 1955 г. получили возможность совершить военный переворот. Уходу правительства Перона в середине 50-х годов способствовало положение в стране.

4. В 40-х годах в Мексике проводилась политика национальных реформ. Л. Карденас сформировал новое правительство. — Кто поддерживал это правительство? Какой режим установила эта власть? В чем особенность развития Мексики в отличие от других латиноамериканских стран? Учитель просит привести факты.

5. Другие государства Латинской Америки — Гватемала, Боливия, Никарагуа, Сальвадор — после войны для решения своих проблем встали на революционный путь. В какой стране начались главные революционные события? Каковы были их результаты? Показать на карте эти страны.

6. В результате революции на Кубе пала диктатура Батисты и установилось революционное правительство. Кто был первым главой революционного правительства? Пользуясь материалами “памятки”, вопросами 4, 5, 6, рассказать о деятелях Кубинской революции, дать их характеристику.

7. В 1957 г. в Бразилии стала строиться новая столица Бразилиа по замыслу архитектора Оскара Никмейры — сегодня это один из самых красивых городов страны. Какие трудности были при строительстве города? Зачем был построен этот город? Какие цели преследовались? Прочитать отрывок из учебника.

8. В 1968 г. Мексика завоевала право провести в своей столице Олимпийские игры. Каковы были последствия непродуманного строительства и действий?

9. Непродуманный расход государственного бюджета привел к обесцениванию бразильской валюты — крузейрос — в 5 раз в 1961—1964 гг. Возросла инфляция.

— Что за непродуманные расходы были в Бразилии?

— С какой целью они были потрачены?

— Оправдались ли расходы позже?

Учитель просит учеников аргументировать свои ответы. Можно организовать дискуссию и поговорить также о переносе столицы в Казахстане.

10. По теме о двух путях развития стран Латинской Америки предлагается провести конкурс вопросов. Для этого класс надо разделить на две группы и заполнить таблицу.


Таблица 29


Страны Латинской Америки


Вопросы

Строительство социализма

Военная хунта

Страны



Цели



Результаты




Таблицу должны заполнить до конца урока.

11. Президент Чили С. Альенде, в отличие от Фиделя Кастро, пытался построить социализм конституционным путем.

— Почему его реформы не достигли цели?

— Кто воспользовался его неудачей?

12. Политическая стабильность в 60—70-х годах привела к власти военную хунту в ряде стран Латинской Америки — Аргентине, Бразилии, Гватемале, Гондурасе, Чили, Эквадоре, Боливии.

В чем отличие военной хунты от фашизма? Приведите факты. Покажите названные государства на карте и расскажите о них.

13. США после войны преследовали цель — не допустить СССР в Латинскую Америку.

— Какие методы использовали США, чтобы реализовать свою цель? Можно зачитать отрывок из учебника.

14. Революции и расцвет демократических движений в странах Латинской Америки показали необходимость установления новых взаимоотношений США с ними. Президент США Д. Кеннеди в 1961 г. с 19 латиноамериканскими государствами подписал программу “Союз ради прогресса”. Каковы были основные направления и цели этой программы? Какую сумму в бюджете выделили США для реализации программы? Какие отрасли получили возможность для развития? Приведите факты. По каким причинам “Союз” в демократизации политической жизни не достиг успехов? При ответе используйте карту и учебник.

15. В 80-х годах демократическая система правления стала стабилизироваться. В 1980 г. — в Перу, в 1982 г. — в Боливии, 1985 г. — в Бразилии, Гватемале, Гондурасе, Уругвае, в 1990 г. — в Чили установились демократические режимы, кроме Кубы.

— Покажите эти страны на карте. Почему в них установились демократические порядки? Оказало ли влияние на это окончание “холодной войны”? Подтвердите фактами.

16. Латиноамериканские государства в начале 80-х— 90-х годах достигли значительных успехов. В 1992 г. инфляция снизилась на 41%, по подсчетам ООН в 1992 г. из 442 млн. латиноамериканцев 46% голодали. Какая связь между снижением инфляции и ростом бедноты? Основные причины. Ученики с помощью учителя анализируют факты и делают выводы.

17. В 90-х годах командно-административная система Кубы показала свою несостоятельность. Какие меры стали проводить Ф. Кастро и его сподвижники для выхода из тупика? Каковы результаты? Охарактеризуйте положение Кубы сегодня, используя материалы СМИ.

18. Из латиноамериканских стран, кроме Кубы и Гаити, все были колониями Англии, Франции и Нидерландов. 14 государств стали независимыми. Латиноамериканцы потомки негров-рабов и индейцев. Почему они говорят на английском языке?

Почему регион делят на Латинскую Америку и Карибский бассейн? Попробуйте дать ответ, связав его с ролью английского языка.

Вопросы рассматриваются при закреплении темы.

Вопросы для закрепления

1. Каковы причины молодежного движения 60-х годов?

2. Что вы знаете о проблемах, которые беспокоили американцев?

Домашнее задание предусматривает несколько вариантов:

1. Можно дать задание подготовить на основе дополнительного материала сообщения о Д. Кеннеди, Р. Рейгане, Б. Клинтоне.

2. Можно организовать сообщения о борьбе против расизма, используя учебник и дополнительный материал. О политике Г. Трумэна подготовить краткие тезисы.

3. Характеристика демократических движений стран Латинской Америки.