Подъем и спад демократической волны - МИР ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1918—1939 гг.)

Всемирная история 10 класс - методическое руководство

Подъем и спад демократической волны - МИР ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1918—1939 гг.)

Цель урока: ознакомить учащихся с ухудшением жизненного уровня народа и большими изменениями, последовавшими после Первой мировой войны, с причинами возникновения фашизма в некоторых государствах в 20-х годах.

Продолжить формирование умений работать с картой, иллюстрациями, с текстовыми заданиями в учебнике и с историческими документами.

Ход урока: по пройденному материалу можно проводить обзорный опрос об изменениях в Европе после Версальско-Вашингтонской системы и перечислить государства, лишившиеся своей территории, указать причины.

План урока:

1. Усиление массовых движений.

2. Пути развития:

а) революции;

б) революции в Германии;

в) Веймарская республика.

3. Реформы в странах Западной Европы.

4. Снижение достижений демократических движений.

4.1. Зарождение фашизма.

5. Рабочее и социалистическое движения.

6. Изменения в развитии экономики.

Эти вопросы можно найти в программе и ознакомить с ними учащихся. Вспомнив итоги Первой мировой войны, учащиеся должны привести примеры. Даются сведения об огромном материальном ущербе.

Учитель приводит данные об ущербе, нанесенном войной, в моральном и материальном плане, об изменении сознания людей в связи с ухудшением положения народа в четырех союзных государствах, и наоборот, об улучшении положения народов США, Великобритании и Франции, вошедших в Антанту. Акцентируя внимание учащихся на побежденных странах, учитель показывает их на карте, особо останавливается на Германии.

Во втором вопросе рассматриваются события в Германии и пути развития, стоявшие перед ней. На вопросы “Почему Германия выбрала путь изменения старого порядка?”, “Была ли Германия самостоятельной после войны?”, “Оказала ли влияние на ход Первой мировой войны и на национально-освободительное движение 1916 г. в Казахстане революция в России?”, “Оказал ли влияние на побежденные страны, в частности на Германию, и Венгрию, приход к власти большевиков в результате революции?”, которые затрагивают буржуазные и буржуазно-демократические революции в Европе, ученики должны дать ответ, пользуясь “памяткой” (“памятки” раздаются ассистентами по одной на парту).

Учитель дает задание найти из текста отрывки, связанные с революцией в Германии. Далее учитель кратко останавливается на событиях в Германии и Веймарской республике.

Вопросы для изучения новой темы в виде тезисов

1. Восстание кильских моряков.

2. Приход к власти социал-демократа Фридриха Эберта в 1918 г.

3. Судьба императора Вильгельма II.

4. Образование в Берлине 18 ноября 1918 г. Временного правительства из представителей двух партий Совета народных представителей.

5. Союз Учредительного собрания.

6. Роль движения “Спартак”.

7. Вопрос “Вся власть Советам” из России в повестке дня Германии.

8. Неудачная попытка вооруженного восстания.

9. Убийство лидеров движения “Спартак”.

10. Образование Веймарской республики.

11. Первый президент Веймарской республики.

12. Баварская Советская республика.

13. Беспорядки в Берлине. Падение Баварской Советской республики.

Далее учитель рассказывает о странах-победителях, о задачах, стоявших перед США, Великобританией и Францией, особенностях шведской Конституции. Ответы на эти вопросы ученики также могут найти в учебнике.

Учитель рассказывает о фашизме, о сущности фашистской идеологии, которая делит людей на расы. Фашизм, в отличие от гуманизма, проповедует расизм, национализм, поклонение вождю, ненависть к человечеству, господство над ним, милитаризм, выступает за контроль государства, ведет агрессивную политику. Ученики должны записать эти понятия в тетради и уметь растолковать их.

Для определения целей и особенностей реформ можно предложить заполнить таблицу.


Таблица 11

Реформы


Страны

Виды и содержание реформ

Особенности реформ, происходящих в разных странах

1. Великобритания

2. Франция

3. Норвегия

4. Швеция

5. Нидерланды

а) установление 8-часового рабочего дня;

б) право на выборы в избирательные органы;

в) соглашение между профсоюзной организацией и работодателями;

г) оказание материальной помощи семьям погибших во время войны;

д) назначение пенсионного пособия



Родина фашизма — Италия. В Италии в 1922 г. пришел к власти фашистский диктатор Бенито Муссолини, в Германии в 1933 г. — Адольф Гитлер. Все признаки фашизма ученики должны прочитать в учебнике в качестве домашнего задания.

Первая мировая война внесла ощутимые изменения в международное рабочее движение, — говорит учитель, — II Интернационал делится на социалистическое и рабочее движения. Спрашивает: “Кто и когда создал II Интернационал”?; “Почему возникла необходимость создания органа по руководству международного рабочего и социалистического движения?”. Раскрывает причины создания III Коммунистического интернационала в Москве, объясняет разницу между II и III Интернационалами, их лозунгами и целями или дает задание самим найти ответы в учебнике.

Далее учитель спрашивает: “Почему герой романа М. Шолохова Нагульнов, секретарь партячейки, изучал английский язык?”; “Почему не осуществились идеи мировой социалистической (коммунистической) революции?”; “Когда советское правительство поняло невозможность мировой социалистической революции?”.

Ответы ученики найдут в учебнике и в дополнительных материалах, а на проблемные вопросы ответы можно дать в конце урока.

Примерные вопросы и задания для закрепления новой темы:

1. Что представляют собой пути развития?

2. Охарактеризуйте Веймарскую республику.

3. Дайте характеристику реформ в Западной Европе.

Домашнее задание: подготовить тезисы по подпунктам второго вопроса.