США: политика Нового курса. Страны Латинской Америки - МИР ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1918—1939 гг.)

Всемирная история 10 класс - методическое руководство

США: политика Нового курса. Страны Латинской Америки - МИР ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1918—1939 гг.)

Цель урока: дать характеристику политики “Нового курса” Ф. Д. Рузвельта и отношений США со странами Латинской Америки, основных направлений внешней политики при Рузвельте.

Новые слова: новый курс, политика, добрососедство, добрососедская помощь.

Ход урока: проверить письменно домашнее задание в течение 10—15 мин. Письменную работу дать в виде исторического диктанта, тестов или краткого сочинения. С помощью ассистентов и экспертов можно проверить работы.

Рассмотрение темы можно начать с вопроса о приходе Г. Гувера на пост президента методом вопроса-ответа: “Почему США первыми пережили мировой экономический кризис?”

Примерный ответ: США были самой развитой индустриальной державой. Новые сферы промышленности достигли самого высокого уровня. Поэтому падение экономики США на фоне достигнутого было ощутимым ударом и тяжело отразилось на жизни людей.

Какова была политическая идеология выхода из кризиса?

Примерный ответ: вера в свои силы. Развитие свободной торговли и предпринимательства. Однако эта идеология создала препятствия на пути выхода из кризиса.

Дополнительная информация для учителя: кризис разразился в период президентства Г. Гувера. Он был против вмешательства государства в экономику. Гувер на практике ничего не сделал для выхода страны из кризиса.

Учитель дает две минуты для ознакомления (по учебнику) с автобиографией Ф. Д. Рузвельта. В тетради ученики кратко записывают: Ф. Д. Рузвельт (1881—1945 гг.) в 1932 г. избран президентом. Президентом США был в 1933—1945 гг.

Продолжая лекцию, учитель говорит о том, как Рузвельт в марте-июне 1933 г. провел через конгресс несколько законов. В первую очередь рассматривался Закон о борьбе с безработицей. По предложению Рузвельта вводится практика привлечения безработных к общественным работам, членства в профсоюзах, установления договорных, трудовых отношений. Для безработной молодежи создавали трудовые лагеря. Они занимались лесопосадкой, орошением, мелиорацией. Был принят закон Нира, предусматривающий вмешательство государства в экономику. Закон о восстановлении промышленности открыл дорогу справедливой конкуренции.

Вопрос учителя: “Какова цель последнего закона?”

Ответ: установить контроль над ценами сельскохозяйственной продукции.

Беседуя с учащимися, учитель предлагает следующие вопросы:

1. Кто был против реформ Ф. Д. Рузвельта? (республиканцы, СМИ, крупные торговцы).

2. На чью экономическую теорию опирался Ф. Д. Рузвельт в своих реформах? (Д. М. Кейнса).

Несмотря на неприятие некоторых сил, Ф. Д. Рузвельт участвовал в выборах президента 1936 г. и выиграл, — указывает учитель и рассказывает об отношениях США со странами Латинской Америки.

Ученикам задается несколько вопросов:

1. Каковы тенденции внешней политики США в 30-х годах?

2. Какова была политика США по отношению к странам Латинской Америки?

3. Что вы знаете из текста учебника о последствии вмешательства США во внутренние дела латиноамериканских стран на основе политики добрососедства?

4. Возможны ли равные партнерские отношения между США и латиноамериканскими странами?

На дом учитель задает изучить политику “Нового курса” США и реформы Верховного суда, охарактеризовать экономическое развитие США в 20-х —30-х годах, роль Ф. Д. Рузвельта в выходе из кризиса и его вклад как лидера нации и политического деятеля.

Учитель должен приложить усилия по углублению и закреплению знаний учащихся по понятиям экономический кризис, трудовые законы, социальная политика.

На уроке учитель может организовать с помощью учеников краткие информационные сообщения, обратить внимание на понятия закон Вагнера, сдвиг влево.

Цель учителя — добиться всестороннего освоения урока учащимися.

План урока:

1. Проявление кризиса в США в 1929—1932 гг.:

а) ослабление тенденций промышленного развития;

б) ухудшение положения фермеров;

в) массовая безработица.

2. Политика “нового курса” Ф. Д. Рузвельта и его сторонников: характеристика, содержание.

3. “Сдвиг влево” в политике правительства.

4. Значение политики “Нового курса”.

5. Взаимоотношения США с латиноамериканскими странами.


Таблица 15


Проявление кризиса в США (1929—1932 гг.)


Развитие экономики США

Статистические данные

Особые признаки упадка экономики


Обнищание фермеров


Массовая безработица

По материалам учебника


Одна из главных причин тяжелого положения народа — отсутствие системы социального страхования. Это можно уяснить в ходе беседы с учащимися. Учитель указывает на то, что впервые избранным в 1932 г. президентом США был представитель демократической партии — Ф. Д. Рузвельт. Учитель знакомит с содержанием нового курса в США и предлагает сделать записи в тетради. Для этого можно использовать кодоскоп или видеоматериалы. Обращается внимание на особо значимые стороны реформ. Например, если сокращалось производство, то для стабилизации выпуска сельскохозяйственной продукции предоставлялись льготы. При этом учитель объясняет, почему всем работникам во всех сферах производства платилась одинаковая зарплата и устанавливался рабочий день единой продолжительности.

Ученикам дается задание самостоятельно прочитать в учебнике о банковской реформе “Золотой фонд” США, о справедливой конкуренции и оказании помощи нуждающимся.

Говоря о законе Вагнера, учитель подчеркивает, что в нем говорится о трудовых отношениях, социальном страховании, наемном труде, классовом неравенстве, о запрещении детского труда и регулировании размера зарплаты, длительности рабочего дня.

Выводы по закону предлагается записать в тетради:

1. Введение “Нового курса” стало поворотным в истории США.

2. Государство впервые выступило гарантом социальной защиты американцев.

3. Либерально-демократическое движение еще более расширилось и соответственно — права граждан.

4. Вмешательство государства в экономику показало, что выход из кризиса может быть найден путем соглашений.

Для характеристики вклада Ф. Д. Рузвельта рекомендуется использовать учебник и дополнительный материал, который можно найти в кабинете истории или в библиотеке. О странах Латинской Америки учитель рекомендует прочитать соответствующий параграф, а также подготовить краткую характеристику руководителей стран Латинской Америки (выборочно).