Франция, Испания. Народный фронт - МИР ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1918—1939 гг.)

Всемирная история 10 класс - методическое руководство

Франция, Испания. Народный фронт - МИР ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1918—1939 гг.)

Цель урока: обратить особое внимание на формирование в Европе народных фронтов для борьбы с фашизмом, рассмотреть итоги борьбы за власть фашизма и демократии в Испании после буржуазной революции, влияние фашизма на социальную жизнь общества. Изучение материала урока должно способствовать воспитанию чувств гуманизма, интернационализма и уважения к людям.

Рекомендуем на уроке использовать карты, учебник, беседу и постановку проблемных вопросов.

I. Для проверки домашнего задания можно использовать следующие задания:

1) Покажите сходство и различие путей выхода из кризиса, предложенных в 1929—1933 гг. Ф. Рузвельтом (США) и А. Гитлером (Германия).

2) Раскройте влияние политики “Нового курса” на жизнь американского народа.

3) Назовите причины изоляции внешней политики Америки и невмешательства в ход Второй мировой войны.

II. Примерный план объяснения новой темы:

1) Образование народных фронтов во Франции и Испании.

2) Сходство и различие политики “Нового курса” в США и Народного фронта во Франции.

3) Гражданская война в Испании, падение республики.

4) Матиньонское соглашение. Кризис Народного фронта во Франции и значение его деятельности.

Ход урока: учитель начинает урок с вводного слова. Затем вместе с учениками дает характеристику и называет причины образования народных фронтов во Франции и Испании в 30-х годах. Он объясняет идеи Народного фронта и пути их реализации.

Используя диаграммы в учебнике, учитель указывает на то, что из-за разногласий коммунистов и социал-демократов в рейхстаг в 1932 г. к власти пришли фашисты, и спрашивает, какие выводы из этого сделали для себя Франция и Испания. Затем коротко останавливается на причинах победы Народного фронта во Франции.

В 1936 г. во Франции объединенные силы коммунистов и социалистов на выборах парламента получили 330 мест из 612, председателем правительства был избран Леон Блюм. Пользуясь материалами “памятки”, учитель рассказывает о нем, дает характеристику его политической деятельности и указывает на его роль в истории государства. Затем раскрывает суть Матиньонского соглашения, подписанного в Париже в Матиньонском дворце, и рассказывает о программе правительства Народного фронта 1936 г. по улаживанию трудовых конфликтов и выполнению требований рабочих.

На основе “памятки”, ученики должны ответить на вопрос: “Интересы каких социальных групп отстаивал Л. Блюм и каковы результаты его деятельности?” В объеме учебного материала надо рассказать о начале кризиса Народного фронта во Франции, уменьшении золотого фонда страны и обесценивании национальной валюты страны — франка. Растущая угроза со стороны Германии заставила Францию предпринять шаги по поиску союзников. В качестве таковых рассматривались СССР и Англия. Радикалы считали, что если СССР не имеет общих границ с Германией, то союз с ними невыгоден Франции, поэтому союзником должна быть Англия, с которой они сотрудничали в годы Первой мировой войны. Солидарность с Англией означала принятие курса на умиротворение фашизма в Германии и Италии и невмешательство в дела стран, где шла гражданская война. Коммунисты же в составе республиканского правительства требовали оказания открытой помощи воюющим республиканцам Испании и поддерживали СССР, который оказывал всестороннюю помощь испанским республиканцам.

Внутренние противоречия в правительстве Народного фронта вынудили Л. Блюма в 1932 г. уйти в отставку. В 1938 г. Народный фронт прекратил существование.

Ученики должны уяснить для себя значение Народного фронта из рассказа учителя и материала учебника. По вопросу делаются краткие выводы:

1) Народный фронт был средством борьбы против фашизма.

2) Хотя фашизм не был ликвидирован, но его не допустили к власти.

3) Борьба с фашизмом велась одновременно с поисками путей выхода из экономического кризиса.

4) Народный фронт заложил основы будущего “Государства благоденствия”.

Для закрепления вопроса можно также предложить составить таблицу, чтобы показать сходство и различия политики Народного фронта Франции во главе с Л. Блюмом и политики президента США Ф. Рузвельта.

Гражданская война в Испании рассматривается в ходе беседы. Учитель пишет на доске новые слова и термины и дает им пояснение: фаланги, кортес, Народный фронт, военная хунта, режим Франко, испанский фашизм, интернациональные бригадыи

В 1938 г. в Испании в результате революции пала монархия и была провозглашена демократическая республика. В 1934 г. правые политические силы объединились с фашистской организацией “Испанская фаланга”, а левые создали блок из социалистов, коммунистов и левых республиканцев. В 1936 г. на выборах в кортес (парламент) Народный фронт левых одержал победу. Потерпевшие поражение правые, решили совершить переворот и передать власть военной хунте. Мятеж начался в Испанском Марокко в 1936 г., и уже осенью этого года хунта провозгласила главой государства Франциско Франко. Сопротивление хунте положило начало гражданской войне. Ф. Франко в поисках союзников против республиканцев объединил вокруг себя сторонников восстановления монархии и укрепления влияния католической церкви в обществе, приложив, таким образом, все усилия для прихода к власти. Сторонниками режима Франко были аристократы, крупные капиталисты, католическое духовенство. Этот режим вошел в историю как испанский фашизм.

Предлагаем рассмотреть проблемные вопросы для сравнения германского и испанского фашизма. Ученики должны показать сходство и различия:

1. Покажите отличия испанского фашизма от германского и итальянского. Докажите свое мнение, приведите факты.

2. В чем опасность германского фашизма, каковы были его последствия?

3. Покажите на карте территорию проживания каталонцев и басков. Укажите, какова была политика Народного фронта в отношении этих народов.

Учитель указывает на то, что основной целью Народного фронта была борьба против фашистских мятежников. СССР помогал Испании поставкой оружия, боеприпасов и военными специалистами. Создавались интернациональные бригады из числа добровольцев разных стран. Здесь следует выяснить, почему, несмотря на помощь мировой общественности, Народный фронт в Испании не смог устоять против фашизма. В чем было преимущество франкистов по сравнению с республиканцами? При ответе на эти вопросы ученики используют учебник и карту.

Учитель рассказывает, что со взятием Франко Мадрида, 28 марта 1939 г., республика перестала существовать. Франко правил 36 лет, до самой смерти. Закончив лекцию, учитель дает домашнее задание.