Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина
Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса - Внутренняя энергия
Цели: выяснить физическое содержание закона сохранения энергии для тепловых процессов; вывести уравнение теплового баланса.
Демонстрации: смешивание холодной и горячей воды в термосе.
Ход урока
I. Анализ итогов контрольной работы
Начало урока можно посвятить краткому анализу итогов контрольной работы. Часто ошибки и неточности в контрольной связаны с неправильным переводом величин в систему СИ; непониманием, почему в расчетах количество теплоты получается со знаком «-» и так далее.
Если по той или иной задаче в контрольной работе было много неверных решений, есть смысл привести подробное решение у доски. Это могут сделать те ученики, которые сумели справиться с задачей.
II. Изучение нового материала
План изложения нового материала:
1. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
2. Уравнение теплового баланса.
3. Калориметр.
1. Приступая к изложению нового материала, можно заметить, что среди законов физики есть такие, которые очень широко применяются в описании поведения тех или иных систем. Закон сохранения энергии в тепловых процессах принадлежит к таким законам.
Ранее уже было получено выражение вида:
ΔU = Q + A.
Чтобы понять смысл этого выражения, важно прежде всего определить рамки его применения. Данное соотношение справедливо для изолированных систем.
Система называется изолированной, если теплообмен и совершаемая работа происходят только между телами данной системы.
Для такой системы изменение внутренней энергии всегда равно нулю:
ΔU = 0.
При этом суммарная работа в системе тоже равна нулю:
А = 0.
Равно нулю и суммарное количество отданного и полученного телами тепла:
Q = 0.
Для любой изолированной системы при любых изменениях внутри нее внутренняя энергия остается неизменной.
То есть U= const, или ΔU = 0.
Это - закон сохранения энергии в тепловых процессах. Он косвенно подтверждает невозможность остановки теплового движения.
2. Как можно применять этот закон?
Если привести в соприкосновение два тела разной температуры t1 > t2, то, во-первых, теплообмен будет протекать до тех пор, пока температуры тел не сравняются, и, во-вторых, первое тело будет передавать тепла Qотд ровно столько, сколько второе тело получит.
Таким образом, из закона сохранения тепловой энергии получим:
Qотд = lQполl.
Эго соотношение называют уравнением теплового баланса.
Критерием истинности является практика. Поэтому, используя термос, смешаем фиксированные массы горячей и холодной воды с заданными температурами. Затем, минуты через две, измерим температуру смеси Θ.
После этого, используя уравнение теплового баланса, рассчитаем температуру смеси.
Пусть m1 - масса горячей воды, m2 - масса холодной воды, тогда:
m1 = 0,2 кг
t1 = 70 °С
m2 = 0,1 кг
t2 = 10 °С
Используя Qотд = Qпол, получим:
Откуда Θ = 50 °С.
Затем, сравнивая измеренное значение Θ с рассчитанным, мы убеждаемся, что Θизм ~ Θрасч.
3. Обычно при проведении лабораторных работ пользуются более простыми приборами, которые называют калориметрами. Калориметр - это два цилиндрических сосуда с разными диаметрами (рис. 3). Между их дном и стенками - воздушный зазор, который уменьшает теплоотдачу в окружающую среду.
Калориметр назван по единице измерения количества теплоты в старой системе измерений.
1 калория - количество теплоты, необходимое для нагревания 1 г воды на 1 °С. Легко найти связь между 1 кал и 1 Дж:
Таким образом:
1 кал = 4,2 Дж,
1 ккал = 4200 Дж.
III. Закрепление изученного
С целью закрепления изученного материала можно коллективно обсудить решение нескольких качественных задач по теме, например:
- Докажите, что ветряные мельницы (двигатели) работают за счет энергии солнечных лучей.
- Стальной шарик равномерно падает в касторовом масле. Совершается ли при этом работа? Какие превращения энергии при этом происходят?
- Изменяется ли потенциальная энергия медного шара, лежащего на горизонтально расположенной поверхности стола, если повысить его температуру?
- Со дна водоема всплывает пузырек воздуха. Совершает ли воздух работу?
Домашнее задание
Повторить § 11 учебника; Упражнение 6.