Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина
Решение задач - Урок 2 - Изменение агрегатных состояний вещества
Цели: отработка практических навыков при решении задач; развитие навыков устного счета.
Ход урока
I. Повторение изученного. Проверка домашнего задания
Проверку домашнего задания можно организовать по вопросам к § 15. Кроме того, проверяется решение домашних задач.
Важно научить школьников не только рисовать графики изменения температуры при различных тепловых процессах, но и читать их. Для этого можно вычертить на доске ряд графиков плавления или кристаллизаций твердых тел и предложить учащимся ответить на ряд вопросов по ним:
- Какова температура плавления вещества.
- График плавления (кристаллизации) какого вещества изображен на чертеже?
- Какому состоянию вещества соответствует тот или иной отрезок на графике?
- Каким процессам соответствует тот или иной участок на графике?
- Как долго продолжался процесс плавления (кристаллизации)?
- На сколько градусов изменилась температура за время наблюдения?
II. Решение расчетных задач
Эту часть урока можно условно разделить на два этапа: совместная работа «учитель - класс», когда решение и разбор отдельных задач у доски приводит учитель, и самостоятельная работа учеников. Именно на втором этапе урока можно оценить работу отдельных учеников.
У доски учитель может разобрать решения следующих задач:
Задача 1
Какое количество теплоты необходимо для плавления 2 кг свинца? Начальная температура свинца 327 °С.
Дано:
Решение:
Так как температура свинца равна tпл, то
(Ответ: Q = 5 · 104 Дж.)
Задача 2
Какое количество теплоты выделится при превращении 4 л воды в лед? Начальная температура воды 20 °С.
Дано:
Решение:
Очевидно, что тепло будет отдаваться в окружающую среду, во-первых, при охлаждении воды от t0 до tкp, и во-вторых, при кристаллизации тела.
(Ответ: Q = -16,96 · 10 Дж.)
Знак «-» в ответе указывает на то, что внутренняя энергия вещества уменьшилась на 16,96 · 105 Дж.
Задача 3
На две горелки одинаковой мощности поставили два сосуда, в которых находится по 1 кг льда и свинца. Начальные температуры веществ равны соответственно 0 °С и 327 °С. Какое из веществ быстрее превратится в жидкость?
Решение:
Так как Q = λ · m, то при одинаковых начальных условиях быстрее расплавится вещество с меньшим значением λ.
По таблице находим:
для льда: λ1 = 3,4 · 105 Дж/кг;
для свинца: λ2 = 0,25 · 105 Дж/кг.
Так как λ1 > λ2, следовательно, быстрее расплавится свинец.
Для самостоятельного решения можно предложить следующие задачи:
Задача 4
Для плавления куска парафина массой 400 г, взятого при температуре плавления, потребовалось 60 кДж тепла. Определите удельную теплоту плавления парафина.
(Ответ: λ = 1,5 · 105 Дж/кг.)
Задача 5
Для плавления куска льда, взятого при температуре -10 °С, потребовалось 722 кДж тепла. Определите массу льда. λл = 3,4 · 105 Дж/кг.
(Ответ: m = 2 кг.)
Задача 6
Какое количество теплоты выделится в окружающую среду при кристаллизации 0,6 кг олова?
(Ответ: -34,4 Дж.)
Домашнее задание
1. Повторить § 14,15 учебника.
2. Сборник задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой, № 1074-1077.