Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина
Строение атома. Схема опыта Резерфорда - Электрические явления
Цель: ознакомить учеников со строением атома, планетарной моделью атома по Резерфорду.
Демонстрации: таблицы со схемой опыта Резерфорда и схемой планетарной модели атома; таблица «Периодическая система химических элементов Менделеева».
Xод урока
I. Проверка домашнего задания. Повторение изученного
После проверки домашнего задания проводится фронтальный эксперимент.
Наблюдение экранирующего действия проводника
Приборы и материалы: стрелка бумажная (или из фольги) на острие, линейка измерительная из оргстекла, кусок капроновой ткани, пластинка жестяная размером 60 x 90 мм.
Порядок выполнения работы:
1. Наэлектризуйте линейку, потерев ее о кусок капроновой ткани.
2. Поднесите конец заряженной линейки на некоторое - расстояние к стрелке и, перемещая линейку то вправо, то влево, наблюдайте за движением стрелки.
3. Расположите металлическую пластинку вертикально между стрелкой и концом заряженной линейки. Затем снова перемещайте конец линейки около стрелки.
- Влияет ли электрическое поле заряженной линейки на стрелку?
II. Изучение нового материала
План изложения нового материала:
1. Модели атома, существовавшие до начала XIX в.
2. Опыты Резерфорда.
3. Ядерная модель атома Резерфорда.
1. В начале века в физике бытовали самые разные и часто фантастические представления о строении атома.
Например, ректор Мюнхенского университета Фердинанд Линдеман в 1905 г. утверждал, что «атом кислорода имеет форму кольца, а атом серы - форму лепешки».
Продолжала жить и теория «вихревого атома» лорда Кельвина, согласно которой, атом устроен подобно кольцам дыма, выпускаемым изо рта опытного курильщика.
Но большинство физиков склонялись к мысли, что прав Дж. Дж. Томсон: атом - равномерно положительно заряженный шар диаметром 10-8 см, внутри которого плавают отрицательные электроны, размеры которых 10-11 см. Сам Томсон относился к своей модели без энтузиазма.
Джон Стоней еще в 1891 г. предполагал, что электроны движутся вокруг атома, подобно спутникам планет. Японский физик Хантаро Насаока в 1903 г. говорил, что атом представляет своего рода сложную астрономическую систему, подобно кольцу Сатурна.
Вопрос о строении атома изучали и русские физики: Петр Николаевич Лебедев и известный ученый-народник Николай Морозов.
Ни один из сторонников идеи планетарного атома не мог подтвердить опытом. Такой опыт в 1909 г. поставил Эрнест Резерфорд.
2. Опыты Резерфорда. Английский физик Эрнест Резерфорд, исследуя излучение радиоактивных веществ, особое внимание уделил излучению, состоящему из положительно заряженных частиц, называемых α-частицами. Он установил, что каждая α-частица, попадая на экран из сернистого цинка, вызывает вспышку света. Испытав рассеяние в золотой фольге, α-частицы ударялись затем в экран и регистрировались с помощью микроскопа.
Согласно предложенной Томсоном модели атома, α-частицы должны были бы свободно проходить сквозь атомы золота и только отдельные α-частицы могли слегка отклоняться в электрическом поле электрона. Поэтому следовало ожидать, что пучок α-частиц при прохождении через тонкую фольгу слегка расплывется на небольшие углы. Такое рассеивание на малые углы действительно наблюдалось, но совершенно неожиданно оказалось, что примерно одна α-частица из 20 000, падающих на золотую фольгу толщиной всего лишь 4 · 10-5 см, возвращается назад в сторону источника.
Резерфорду понадобилось несколько лет, чтобы окончательно понять столь неожиданное рассеяние α-частиц на большие углы. Он пришел к выводу, что положительный заряд атома сосредоточен в очень малом объеме в центре атома, а не распределен по всему атому, как в модели Томсона.
3. Резерфорд предложил ядерную («планетарную») модель атома:
- атомы любого элемента состоят из положительно заряженной части, получившей название ядра;
- в состав ядра входят положительно заряженные элементарные частицы - протоны (позднее было установлено, что и нейтральные нейтроны);
- вокруг ядра вращаются электроны, образующие так называемую электронную оболочку.
Пользуясь схемой, можно объяснить сначала строение атома водорода, имеющего один протон и один электрон. Затем рассматривается ядерная модель строения более сложных атомов - гелия и лития. В качестве упражнения может быть рассмотрено строение атомов более сложных элементов.
В процессе рассмотрения строения атомов различных элементов, учитель задает вопросы:
- Чем отличаются друг от друга атомы различных химических элементов?
- Что является главной характеристикой определенного химического элемента?
- Какие частицы входят в состав ядра?
Необходимо отметить, что атом, потерявший (или приобретший) один или несколько электронов, уже не является нейтральным, а будет иметь положительный (или отрицательный) заряд. Его называют положительным (или отрицательным) ионом.
Заряд ядра атома qn = Ze, где е - элементарный электрический заряд; Z - порядковый номер элемента в таблице Менделеева, определяет число электронов в атоме. Химические свойства зависят только от зарядового числа.
Ядро состоит из протонов и нейтронов:
где Z - число протонов в ядре, N - число нейтронов; А - массовое число (суммарное число нуклонов в ядре).
1 а.е.м. = 1,66058 · 10-27 кг.
III. Закрепление изученного
Если на уроке остается время, его желательно посвятить разбору решения задач по изученной теме, например:
- В ядре атома углерода содержится 12 частиц. Вокруг ядра движутся 6 электронов. Сколько в ядре этого атома протонов и нейтронов?
- Сколько протонов, нейтронов, электронов в положительном ионе лития?
- Во что превратится атом натрия, если «убрать» из его ядра один протон, не изменяя количество электронов?
- Что имеет большую массу: атом лития или положительный ион лития? Атом хлора или отрицательный ион хлора?
Домашнее задание
1. § 30 учебника; ответить на вопросы к параграфу; выполнить упражнения к параграфу.
2. Сборник задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой, № 1218,1219.
Дополнительный материал
Эрнест Резерфорд
Эрнест родился 30 августа 1871 г. вблизи г. Нелсон (Новая Зеландия) в семье переселенца из Шотландии. Эрнест был четвертым из 12 детей. Мать работала сельской учительницей. Отец организовал деревообрабатывающее предприятие. Под руководством отца мальчик получил хорошую подготовку для работы в мастерской, что впоследствии помогало ему при конструировании и постройке научной аппаратуры. Окончив школу в Хавелоке, где в это время жила семья, он получил стипендию для продолжения образования в колледже Нелсон, куда поступил в 1887 г. В колледже на него оказали большое влияние его учителя: преподаватели физики, химии и математики.
Его магистерская работа касалась обнаружения высокочастотных волн.
В 1891 г., будучи студентом 2-го курса, Эрнест выступил в кружке с докладом «Эволюция элементов». Название доклада удивило всех слушателей. Он заявил, что все атомы - сложные вещества и построены из одних и тех же составных частей. Большинство участников кружка посчитало доклад лишенным здравого смысла. Но через 12 лет молодой ученый уже имел первые неопровержимые экспериментальные доказательства.
В 1903 г. его избирают членом Лондонского Королевского общества, а в 1907 г. Эрнест возвращается в Англию и занимает должность профессора кафедры физики Манчестерского университета. В университете Резерфорд вместе с Гейгером развернул работы по подсчету λ-частиц с помощью сцинтилляционного метода. В 1908 г. Резерфорд становится Нобелевским лауреатом за исследование радиоактивных элементов.
С 1925-1930 гг. Эрнест Резерфорд - президент Королевского общества, а в 1931 г. получил титул барона и стал лордом. Школа Резерфорда становится самой большой в Манчестере.
В 1937 г. 19 октября Эрнест Резерфорд умер. Его смерть стала огромной утратой для науки.
«С уходом из жизни Эрнеста закончился путь одного из величайших людей, работавших в науке. Безграничный энтузиазм и неутомимое дерзание Резерфорда вели его от открытия к открытию», говорил про Эрнеста Н. Бор.