Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина
Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение напряжения на разных ее участках» - Электрические явления
Цели: научить учащихся правильно подключать вольтметр, определять цену деления вольтметра, измерять напряжение на разных участках цепи.
Оборудование: источник питания, спирали-резисторы - 2 шт., низковольтная лампа на подставке, вольтметр, ключ, соединительные провода.
Ход урока
I. Вольтметр. Измерение напряжения
Для измерения напряжения служат приборы, называемые вольтметрами. Учитель знакомит школьников с лабораторным вольтметром и сообщает, что, в отличие от амперметра, который включается в разрыв электрической цепи, вольтметр подключается параллельно участку цепи, на котором измеряется напряжение.
II. Лабораторная работа
Перед тем как учащиеся приступят к лабораторной работе, необходимо напомнить последовательность действий при измерении напряжения:
а) установить, для измерения какой величины используется данный прибор (если на шкале есть буква V - прибор для измерения напряжения);
б) установить, на какое максимальное напряжение рассчитан прибор;
в) установить для какого тока (постоянного или переменного) можно использовать прибор;
г) определить цену деления прибора;
д) определить, какое значение напряжения показывает прибор.
Во всех лабораторных опытах, где используется вольтметр, нужно посоветовать учащимся сначала собирать цепь без него, а затем подключить вольтметр к тому участку, на котором измеряют напряжение. Вольтметр можно переключать от одного участка к другому, не разбирая остальные участки цепи.
III. Проверка знаний
Если остается время, последние 10-15 минут урока можно посвятить выполнению самостоятельной работы. Учитель заранее готовит карточки с разноуровневыми заданиями по теме «Электрическое напряжение». Можно предложить следующие варианты заданий:
Уровень I
1. Какой физической величиной пользуются для измерения напряжения?
2. Каким прибором измеряют напряжение? Как его включают в цепь?
Уровень 2
1. Две лампы включены в электрические цепи, в которых силы тока равны, но несмотря на это одна из ламп горит менее ярко, чем другая. О чем свидетельствует этот факт? Какой вывод о напряжении на лампах можно сделать?
2. На одном участке цепи при перемещении по нему 100 Кл электричества была совершена такая же работа, как и при перемещении 600 Кл электричества на другом участке. На концах какого участка напряжение больше и во сколько раз?
Уровень 3
1. Чему равно напряжение на участке цепи, на котором совершена работа 500 Дж при прохождении 25 Кл электричества?
2. Вычислите работу, которая совершается при прохождении через спираль электроплитки 15 Кл электричества, если она включена в сеть напряжением 220 В.
Уровень 4
1. При переносе 240 Кл электричества из одной точки электрической цепи в другую за 16 мин совершена работа в 1200 Дж. Определите напряжение и силу тока в цепи.
2. Какова сила тока в лампочке велосипедного фонарика, если при напряжении 4 В в ней за 1 с расходуется 0,8 Дж электроэнергии?
Домашнее задание
1. § 41 учебника; вопросы и задания к параграфу.
2. Выполнить упражнения к параграфу.
3. Сборник задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой, № 1266, 1267, 1273.