Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина
Параллельное соединение проводников - Электрические явления
Цель: ознакомить учащихся с параллельным соединением проводников и закономерностями, существующими в цепи с параллельным соединением проводников.
Демонстрации: цепь с параллельно включенными лампочками; измерение напряжения и силы тока в проводниках при параллельном соединении.
Ход урока
I. Проверка знаний
Первые 10-15 минут урока желательно посвятить письменной проверочной работе по карточкам. Можно предложить следующие варианты заданий для карточек разных уровней:
Уровень 1
1. Начертите схему последовательного соединения двух резисторов 1 Ом и 2 Ом. В каком из них сила тока больше?
2. Можно ли использовать две одинаковые лампы, рассчитанные на 110 В, в сети с напряжением 220 В? Как?
Уровень 2
1. Сколько одинаковых резисторов было соединено последовательно, если каждый из них имеет сопротивление 50 Ом, а их общее сопротивление составило 600 Ом?
2. Резисторы, сопротивления которых 30 Ом и 60 Ом, соединены последовательно и подключены к батарейке. Напряжение на первом резисторе 3 В. Какое напряжение на втором резисторе?
Уровень 3
1. Сколько электрических лампочек нужно взять для изготовления елочной гирлянды, чтобы ее можно было включать в осветительную сеть с напряжением 220 В, если каждая лампа имеет сопротивление 23 Ом и рассчитана на силу тока 0,28 А?
2. В цепь включены последовательно три проводника сопротивлениями 5 Ом, 6 Ом и 12 Ом соответственно. Какая сила тока в цепи и какое напряжение приложено к концам цепи, если напряжение на втором проводнике 1,2 В?
Уровень 4
1. Вычислите сопротивление изображенного на рис. 17 участка цепи. Определите напряжение на проводнике R1, если сила тока в проводнике R2 равна 0,2 А.
2. Каковы показания амперметра и вольтметра V2 (рис. 18), если R1 = 30 Ом, R2 = 12,5 Ом. При этом показания вольтметра V1 равны 6 В?
II. Изучение нового материала
План изложения нового материала:
1. Параллельное соединение проводников.
2. Закономерности в цепи с параллельным соединением.
3. Применение параллельного соединения проводников.
1. Параллельным называется такое соединение проводников, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке электрической цепи, а их концы - к другой.
Продемонстрировав ряд опытов, учитель подводит учащихся к выводу:
а) напряжение на концах всего разветвления равно напряжению на отдельных его ветвях;
б) при параллельном соединении резисторов сила тока в неразветвленной цепи равна сумме сил токов в разветвлениях.
Для уяснения сущности этих закономерностей полезна гидродинамическая модель.
Вопросы классу:
- Итак, какая из электрических величин одинакова для всех проводников, соединенных параллельно?
- Вспомните, какая из величин одинакова для проводников, соединенных последовательно?
2. На основе перечисленных выше закономерностей и закона Ома для участка цепи устанавливается формула для общего сопротивления соединения резисторов:
При изучении этого материала полезно использовать уже усвоенную учащимися зависимость и дать качественную оценку: при параллельном соединении проводников площадь поперечного сечения как бы увеличивается, что приводит к уменьшению общего сопротивления.
Если соединены n проводников с одинаковым сопротивлением R, то общее сопротивление такого разветвления:
3. Применение параллельного соединения проводников. В одну и ту же электрическую цепь параллельно могут быть включены самые различные потребители электрической энергии. Такая схема соединения потребителей тока используется, например, в жилых помещениях. Далее можно предложить учащимся самим привести примеры применения параллельного соединения проводников.
Вопросы учащимся:
- Как соединены между собой электрические приборы в вашей квартире?
- Какие напряжения используются для бытовых нужд?
- Почему не рекомендуется включать в одну розетку через тройник несколько мощных электроприборов?
III. Решение задач
Последнюю часть урока желательно посвятить решению задач.
Задача 1
Как изменится сопротивление цепи, если сопротивление одного из резисторов этой цепи: а) увеличить; б) уменьшить? Зависит ли ответ от типа соединения проводников?
Задача 2
Стальной и алюминиевый провода одинаковых размеров включены в цепь параллельно. Какая часть общего тока идет через стальной провод?
Задача 3
Амперметр А показывает силу тока 1,6 А при напряжении 120 В (рис. 19). Сопротивление резистора R1 = 100 Ом. Определите сопротивление резистора R2 и показания амперметров А1 и А2.
Домашнее задание
1. § 49 учебника; вопросы и задания к параграфам.
2. Выполнить упражнение к параграфу (упр. 23).